Прежде,
чем перейти к обсуждению темы о религиозных крайностях, хочу сказать о
крайностях в целом.
Человек, как известно,склонен
бросаться в разные крайности. Другими словами – он склонен к категоричности –
либо белое, либо черное, третьего вроде как не дано. Конечно, крайности бывают
разные. Не все крайности плохи и не все хороши. Есть действительно и то, что не
имеет по сути «золотой середины», т.е. середина есть, но ее не назовешь «золотой»
(в смысле хорошей).
Например, либо человек мертв, либо он жив. Две крайности. Что-то среднее (не
мертвый и не живой) вряд ли можно считать хорошим явлением. Хотя, если он не
мертв, то есть еще надежда, что, может, он придет в сознание и будет жить, т.е.
перейдет в лучшую крайность. Но, если долгое время он будет оставаться в состоянии
комы и, в конце концов, умрет, тогда состояние «зависания» между жизнью и
смертью на какое-то время, не имеет никакого смысла. Оно лишь затягивает
страдальческий процесс для пострадавшего и для его близких. В любом случае
пребывание человека «посередине» между жизнью и смертью не может длиться
постоянно и считаться чем-то хорошим. Это промежуточное состояние, которое
непременно приведет к какой-то крайности – хорошей (жизни) или плохой (смерти).
В каких-то жизненных вещах и ситуациях невозможно пребывать посередине так,
чтобы эта середина приносила нам благополучие. Мы непременно окажемся в
какой-то крайности, а хорошей или плохой зависит уже от сути самой крайности и
ее последствий.
Да, крайности бывают разные: хорошие и плохие, в зависимости от этого их и
разделяют на разумные и не разумные. Разумные люди стараются определять и даже
в некоторой степени предвидеть (путем логических предположений), каких
крайностей где-то нужно избегать и каких придерживаться. Однако, бывает и так,
что обе крайности несут в себе вред и глупости, а «середина» между ними как раз
оказывается «золотой», т.е. более разумной и полезной. Остается только правильно
сориентироваться, чтобы определить, что выбрать в том или ином случае – какую-то
одну из крайностей или золотую середину. И вот здесь мы очень часто допускаем
море ошибок, потому что не умеем этого определять. Не хватает опыта и знаний,
мудрости и соображений.
Именно на этом играют и выигрывают те,
кого можно назвать мошенниками. Мошенники есть не только в коммерции или
политике, но и в религии! В религии мошенникам легче всего овладевать умами
людей, потому что у них есть то, чего нет у политиков и коммерсантов. Самое ходовое
средствозавоевания полного доверия –
ссылка на Бога, тот Абсолют, Которому ни один искренне верующий человек не
будет сопротивляться и подвергать что-либо их этого источника критическому
анализу. Поэтому главное, к чему прибегают религиозные вожди и лидеры, это
ссылка на то, что вещаемое ими есть ни что иное как слова Самого Всевышнего или
посылаемая Им информация. Если религиозному
лидеру удается убедить кого-то, что Бог «говорит»
именно через него, то дело сделано. Дальше этот лидер без особого труда
способен загнать поддавшегося его обработке доверчивого человека в любую крайностьтак, чтобы не вызвать никакой тени сомнения в
том, что он сделал правильный выбор и отказывался анализировать его объективно.
Например, лидер говорит, что Бог повелел держаться такой крайности как полный
отказ от чего-то (спиртного, какой-то пищи, праздников и т.д.). В качестве «подтверждения»
этой крайности лидер приводит вырванные из Библии слова или фразы, которые
облекает в собственную перекрученную трактовку, и внушает, таким образом, своим
собратьям в религии, что такова воля Бога. Когда этот лидер воспринимается
слушателями как посредник между Богом и людьми, через кого говорит сам Бог, тогда
ни одно его слово не будет подвергнуто объективному анализу и проверке, а будет
принято за абсолютную истину, исходящую от Бога. Мало того, любая попытка отклонится
от этого «слепого» восприятия и выяснить «точно ли это так», самостоятельно
пользуясь Библией, будет воспринята этими лидерами и их «слепыми»
последователями, как грех и преступление против Бога, как попытка усомниться в
Боге и Его словах. Таким образом, идет подмена Бога человеческими религиозными
авторитетами, незаметная для слепо преданных своей религии людей.
Побывав долгое время в одной из таких религий, а именно у Свидетелей Иеговы,
мне самой нелегко теперь разбираться во многих вопросах, чтобы определять, где
разумные крайности и где нет, а где вообще находится самая что ни на есть «золотая
середина». Но все-таки верно говорят в народе, что «время лучший лекарь». С
течением времени люди набираются в жизни некоторого опыта в тех делах, которыми
они постоянно или часто заняты и где повышают уровень своей квалификации, и их
ориентиры всегда улучшаются. Поэтому всю
жизнь живи – всю жизнь учись.
Пребывая в религии Свидетелей Иеговы (далее по тексту – СИ),я
чувствовала иногда, что некоторые их учения не достаточно разумны и вгоняют в
такие крайности, которые приносят больше вреда, чем пользы. Почему я говорю «некоторые»?
Потому что, как я уже говорила в начале статьи, не все крайности вредны. И у СИ
тоже еcть разумные крайности, как, собственно, и у других религий, откуда они
их в основном и взяли, и которым действительно учитБиблия. Какие это крайности? Например, во
многих религиях, в т.ч. и у СИ считается грехом пьянство, блуд, воровство и
т.п. В этих вопросах Библия действительно устанавливает крайние рамки, выход за
которые Бог считает грехом.
Однако, есть много учений, которые религиозные лидеры сводят к таким
крайностям, которым Библия не учит. Например, Библия не высказывается слишком
категорично в вопросах употребления спиртных напитков, если дело не идет о
пьянстве. Но есть религии, в которых запрещается брать в рот даже лекарство,
приготовленное на спирту. Лидеры этих направлений откровенно игнорируют тот
факт, что апостол Павел советовал своему христианскому брату Тимофею «употреблять
немного вина ради желудка и частых недугов» (1Тим.5:23). Впадать в такую
крайность не разумно, потому что она несет больше вреда, чем пользы для больных
людей.
Дальше. Есть религии, которые запрещают употреблять в пищу то, что Бог сотворил
и разрешил кушать или налагают запрет на вступление в брак для некоторых своих
адептов, что также является крайностью вопреки учениям Библии. «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры,
внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников,
сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то,
что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Ибо
всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с
благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою. Внушая сие братьям,
будешь добрый служитель Иисуса Христа, питаемый словами веры и добрым учением,
которому ты последовал» (1Тим.4:1-6).
Эти крайности приносят тоже много вреда. Некоторых эти не разумные религиозные
запреты доводят до греха блуда или истощают физически, когда речь заходит о
лишении организма постоянного поступления в него необходимых элементов из-за
отсутствия в рационе питания соответствующих продуктов. Причем религиозные
крайности не делают исключения ни для людей, живущих бедно, ни для больных,
которые в первую очередь страдают от таких выдуманных запретов.
Еще один очень популярный в некоторых религиях крайний запрет – это методы контрацепции
для состоящих в браке, а также мастурбация
как для холостых, так и для женатых, испытывающих например временные трудности
в половой жизни в виду каких-то заболеваний брачного спутника. Последствиями
этих выдуманных категоричных запретов, которых в Библии на самом деле нет,
являются различные проблемы, начиная от расстройства здоровья (включая психоэмоциональное
состояние) и заканчивая потерей жизни (когда, например, женщине противопоказано
рожать). Кроме того, некоторые люди совершают блуд, за неимением возможности
иметь жену или мужа.
Я всегда задавалась вопросом: неужели страх перед мастубацией, которую Бог не
запрещает в Библии, должен быть больше, чем перед блудом, который Бог
действительно запрещает? Получается, что верующие больше склонны держаться за
крайность выдуманных человеческих законов, чем за заповеди Бога. В религиях происходит
именно так – люди больше склонны бояться первого, чем второго, поэтому
некоторые скатываются до блуда.
У СИ с методами контрацепции дела обстоят мало-мальски не так крайне, как в
некоторых других религиях, за исключением стерилизации, которую СИ внесли в
список неприемлемых методов предохранения. Библия не запрещает предохраняться,
она запрещает убийство и блуд. Поэтому христиане не делают абортов и не
вступают в половые связи с тем, с кем не состоят в браке. А состоящим в браке
она не диктует правил, как заниматься сексом или сколько рожать детей. Это Бог
оставил на усмотрение супругов. Не стоит лезть в личную жизнь и диктовать свои
человеческие домыслы.
Еще один запрет, которого в Библии нет, но он есть в религии СИ, это применение
крови в медицинских целях. Религиозные лидеры накрутили такого, что поставили
символ жизни выше того, что она символизирует, а это явно противоречит учениям
Библии (подробнее смотрите здесь: http://religii-raznoe.ucoz.com/publ/religija/verouchenija_religij_v_svete_uchenij_biblii/pochemu_svideteli_iegovy_tak_nepokolebimo_otkazyvajutsja_ot_krovi/20-1-0-98).
Ну и еще коснемся вопросов праздников. СИ категорически считают грехом любой как
светский, так и религиозный праздник, кроме годовщины свадьбы и Вечери
Господней, которую они отмечают не так, как учит Библия. Более подробно
ознакомится с учением Библии по поводу взглядов Бога на праздники вы можете
здесь: http://religii-raznoe.ucoz.com/publ/religija/verouchenija_religij_v_svete_uchenij_biblii/prazdniki_chast_1/20-1-0-43
и здесь: http://religii-raznoe.ucoz.com/publ/religija/verouchenija_religij_v_svete_uchenij_biblii/prazdniki_chast_2/20-1-0-44).
Это лишь некоторые аспекты тех учений, имеющихся у Свидетелей Иеговы и других
религий, которые загоняют во вредные крайности и которым Библия не учит.
У СИ также имеются неразумные крайности в погоне за часами о проповеди в отчет,
которые кажутся безобидными только с первого взгляда, но имеют вредные
последствия, т.к. приводят к делению верующих на классификации и определенное
отношение к ним (когда одних возвышают, а других унижают). Есть еще много
других неразумных крайностей, установленных религиозными лидерами из их
собственных соображений, которые неоправданно портят и губят отношения,
здоровье и жизни верующих.
Нужно просто стараться включать разум, чтобы отличать учения Бога от учений
человеческих, и избегать по возможности всего того, что приносит вред.
Бог если и устанавливает некоторые крайности, то только там, где они действительно
приносят пользу и помогают избегать вреда. Но, чаще именно «золотая середина»
оберегает от вреда и служит к пользе, поэтому Бог и не ставит нас в крайние
рамки в таких аспектах жизни, где мы должны индивидуально определиться с этой
серединой для той или иной ситуации.
Бог наделил нас разумом, чтобы мы им учились пользоваться в служении Ему
(Рим.12:1). Он не хочет видеть в нас безмозглых поклонников каких-то
религиозных лидеров, которые от Его имени преподают свои учения, «заповеди
человеческие» (Матфея 15:7-9).