Есть еще одна сторона дела, которую
следует учитывать христианам при решении о том, что следует праздновать, как и
с кем. Это совесть – как наша собственная, так и совесть того, с кем мы хотим
отметить тот или иной праздник.
В 1 веке в христианство обращались
разные люди, как евреи, так и выходцы из язычников. До того, как стать
христианами, они имели разные взгляды и убеждения. Раньше многие, будучи
язычниками, например, занимались идолопоклонством. Они привыкли к тому, что
некоторые продукты питания употреблялись ими для поклонения идолам. Когда такой
человек смотрел на эти продукты (будучи уже христианином), то в уме и сердце его
могла мучить совесть за то, что это как-то ему напоминало его прошлое участие в
идолопоклонстве. У него где-то внутри могло оставаться чувство, что он,
употребляя эту пищу, участвует в идолопоклонстве и сейчас.
Как на такую проблему реагировали
Апостолы? Сказали ли они, что из-за того, что язычники употребляли некоторые
продукты в ритуалах идолопоклонства, христианам нужно вообще отказаться от
употребления этих продуктов?
Нет. Апостол Павел написал, что те, кто
вводит такие запреты, на самом деле продвигают «бесовские учения» (1 Тимофею
4:1-3). Он подчеркнул, что все, что создано на земле Богом, не может быть
осудительно, при условии правильного к нему отношения (1Тимофею 4:4-6). Павел сказал:
«мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого». Да, он
говорил, что если кто-то знает, т.е. прекрасно осознает, что идол – это пустое
место, он ничего не значит, то такой человек может спокойно кушать пищу,
которую другие употребляют при поклонении идолам. В этом нет никакого греха.
Христианам не нужно было обращать внимание на то, что эту пищу могли каким-то
образом употреблять язычники для идолопоклонства.
Однако, примечательны следующие слова
Павла: «Но не у всех [такое] знание: некоторые и доныне с совестью, [признающею] идолов, едят
[идоложертвенное] как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется» (1Кор.8:7).
Что же тогда делать, как правильно
смотреть на такую проблему? Следует ли такого брата просто заставлять кушать
то, что вызывает у него такие «неправильные чувства»?
Некоторые так, возможно, думали. Но
Апостол указал в этом случае на то, что «знание надмевает, а любовь назидает»
(1Кор.8:1). Он сказал: в Рим.14:1-3: « Немощного в вере принимайте без споров о
мнениях. Ибо иной уверен, [что можно] есть все, а немощный ест овощи. Кто ест,
не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому
что Бог принял его».
Павел объяснил, что не нужно спорить
из-за этого и устанавливать какое-либо правило в этом отношении, потому что
каждый христианин имеет свою совесть и должен поступать по своей совести. Пища
сама по себе не могла отдалить или приблизить к Богу. Потому и тот, кто ел все,
и тот, кто избегал какой-то пищи, могли иметь хорошие отношения с Богом. Если
отношения с Богом не зависели от этого, то тем более от этого не должны были
зависеть и отношения между собой. Христиане должны были проявлять любовь друг к
другу, а это включало в себя заботу, прежде всего о совести и благополучии не
своей, а другого. Поэтому Павел сказал, что ради того, чтобы его брат, у
которого совесть чувствительна по отношению к какой-то пище, не имел угрызений
своей совести, он сам был готов отказаться от этой пищи при этом брате. В
Римлянам 14:14 он говорит: «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет
ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым,
тому нечисто». Если кто-то чувствовал, что его совесть будет нечистой, если
он съест эту пищу с мыслью об идолах и все же ел ее, то этим человек грешил
перед Богом. Грешил не потому, что эта пища была идольская, а потому, что
она была идольской в понятии этого человека. Именно поэтому нужно было
проявлять внимательность и с любовью остерегаться того, чтобы толкнуть такого
брата к греху (1Коринфянам 8:10-13). Об этом можно прочитать подробнее Римлянам
14 главу, 1Коринфянам 8 и 10 главы.
Кто-то может сказать, что здесь речь
идет о пище, а не о праздниках. Но если обратить внимание на стихи из Римлянам
14:5,6 и 1Коринфянам 10:31, то становиться ясно, что те же самые принципы
касаются и праздников.
Итак, как писал Апостол Павел, само по
себе все чисто, только для того, кто считает что-то нечистым оно и будет
нечистым (сравните также Титу 1:15а). А значит, если я не вкладываю никакого
нечистого (языческого) значения в какую-то пищу или праздник, то для меня и
моей совести это чистое занятие и в нем не будет греха. Например, я хочу
поставить у себя дома елку для украшения. Если я не связываю ее с поклонением
Янусу, а украшая ее игрушками, я не думаю о том, что это символ того, что
раньше язычники украшали елку внутренностями, а также не связываю присутствие
елки в моем доме с языческими суевериями, то это никакой не языческий праздник.
Я ставлю елку потому, что это Божье творение мне очень нравиться и игрушки
только украшают ее еще больше. Значит в этом заложено чистое отношение к
данному празднику. Если я захотела отметить переход из одного года в другой, то
в этом тоже нет ничего само по себе дурного. Я могу порадоваться еще одному
прожитому с Божьей помощью году и наступающему новому году. Что же в этом
плохого, если время и его исчисление тоже создано и установлено Богом? (Бытие
1:14).
В некоторых странах такие животные как
собаки и коровы доведены до почитания, которое с точки зрения Библии, можно назвать
идолопоклонством. Означает ли это, что я не могу поставить у себя дома игрушку
плюшевой собаки или коровы для украшения? Если я не придаю им того
неправильного значения, которое где-то кто-то придает, то я никак не грешу тем,
что у меня стоит такая игрушка.
ОСБ не учит Свидетелей Иеговы смотреть
на праздники в свете современного времени и в свете личной совести каждого, они
ищут «языческие корни» в истории, которая уходит в далекое прошлое. И на
основании этого устанавливают законы, запрещающие отмечать практически все
праздники. Если «рыться в древних языческих корнях», то нужно запретить тогда почти
всё, а не только праздники. Ведь очень многие вещи, которые являются
неотъемлемой частью нашей современной жизни, в древности были употребляемы для
языческих ритуалов идолопоклонства. ОСБ ищет причины для того, чтобы считать
многие нормальные вещи и явления «нечистыми», и запрещает их. Этими учениями
ОСБ делает многих христиан «немощными в вере», чтобы их совесть мучила их за
то, что что-то съев или отпраздновав, они согрешат перед Богом. В 1 веке
некоторые христиане имели такую «немощную» совесть из-за того, что сами не
могли забыть свою привычку поклоняться идолам и стать настолько сильными, чтобы
не придавать значения чему-то как идоложертвенному. А сейчас Свидетелей Иеговы
ОСБ из духовно сильных (готовых смотреть на идолов как на пустое место) делает
«немощными» (придающими языческое значение праздникам) (Римлянам 14:1).
«Немощный» переводится как «слабый,
больной».
Апостол Павел призывал относиться с любовью
к тем, кто был таким еще слабым и «не выздоровел» от своего прошлого (привычки
видеть в некоторых вещах что-то идольское) и считаться с их немощной совестью.
Больной человек нуждается в особом внимании и сочувствии.
Мы можем научиться из этого тому, чтобы
тоже проявлять искреннюю любовь к таким людям. Мы, как христиане, должны
относиться к Свидетелям Иеговы с сочувствием, как к духовно слабым в этих
вопросах (Римлянам 14:1). Свидетелей Иеговы такими делает ОСБ, которое обучает
их во всех почти праздниках (и не только праздниках) видеть идолопоклонство и
язычество. Давайте постараемся с пониманием отнестись к их совести, которую
ослабляет у них ОСБ. И если наш родственник или знакомый является Свидетелем
Иеговы, и именно поэтому он боится какого-то праздника, то не будем его
провоцировать тем, чтобы поздравлять, приглашать за праздничный стол и т.п.
Ведь такими действиями мы будем «искушать» его немощную совесть и если он не
выдержит и съест кусочек торта или будет вынужден сказать «спасибо» за то, что
мы поздравим его, то мы действительно рискуем толкнуть его к греху! Почему? Потому
что его будет мучить совесть, а это уже грех (Римлянам 14:21,23). Это не будет
проявлением любви с нашей стороны.
Также если кто-то, уйдя от Свидетелей
Иеговы, и став на путь христианской свободы, все еще не может смотреть на
какие-то праздники или обычаи как на «чистое», его еще мучит совесть (он видит
в этом что-то языческое), то давайте тоже с любовью это учитывать. Будем ждать,
когда он окрепнет так, что сможет относиться к таким явлениям как к нормальным.
Будем стараться узнавать друг у друга о том, как у кого реагирует совесть на
все эти явления, и потом будем учитывать это, когда хотим отметить праздник или
приготовить какое-то блюдо. Например, если я знаю, что кто-то из моих братьев
воспринимает по-христиански празднование дня рождения или нового года, он не
смотрит на это как на что-то языческое и не связывает это с идолопоклонством,
то я могу смело пригласить его на этот праздник. Точно так же как если бы я
знала, что присутствие алкогольного напитка за столом не будет проблемой для
какого-то брата, то я могу смело подать это к столу. Но если у кого-то были в
прошлом проблемы с употреблением спиртного и наличие спиртного может
возобновить эту проблему для него и сейчас, то я не проявлю любви, если подам к
столу при нем спиртное. Если я знаю, что кого-то беспокоит совесть в отношении
праздника, то будет любяще не приглашать его на праздник и не поздравлять.
Тем более что у каждого из нас,
наверняка, есть еще слабые стороны в отношении совести. Например, у какого-то
человека совесть может быть сильной в отношении одного праздника и слабой в
отношении другого. Или, даже если в отношении любых праздников совесть сильная,
то в отношении каких-то других вопросов она все еще «немощна». Короче говоря, у
всех христиан совесть реагирует по-разному на одни и те же вещи.
Думаю, что каждый может все обдумать,
взвесить и сделать для себя выводы о том, что же на самом деле говориться в
Библии по поводу празднования праздников и чего в ней не говориться. А также
принять во внимание тот факт, что Библия учит уважать совесть других людей и не
сочинять своих правил для всех в отношении того, что можно и что нельзя
праздновать. Главное, на что нам всем следовало бы обратить в первую очередь
внимание, так это на то, что христиане должны проявлять любовь как друг к
другу, так и к остальным людям. А любовь не допустит того, чтобы давить на
чью-то совесть своими правилами.
Что на самом деле требуется от
христианина, так это повиновение четко установленным заповедям Бога. Во всех же
других вопросах, которые не обозначены в Библии как Божьи повеления и запреты,
каждый христианин имеет право поступать по своей совести, исходя из того, как
она реагирует на тот или иной праздник, обычай или традицию.
Тогда мы не будем похожи на фарисеев,
которые придумывали множество правил и добавляли их к Божьему закону, а затем
требовали, чтобы люди их соблюдали.
ОСБ, к сожалению, как раз и подражает
фарисеям, устанавливая свои правила, и за их несоблюдение применяет жесткие меры
– исключение из собрания. Почему эти меры жесткие? Потому что, как известно,
ОСБ учит относиться к исключенным из организации так, как люди «в мире» не
относятся даже к мертвым. Ведь в мире люди регулярно посещают могилы своих
умерших родных и друзей, несут им цветы, разговаривают, убирают их могилы, а
врагов считают неприличным ругать после их смерти…. А Свидетели Иеговы
полностью отворачиваются от своих родных и друзей, которых исключили из
организации, с ними даже не здороваются и при удобном случае говорят о них
плохие слова. Вместо любви, Свидетели Иеговы проявляют ненависть к тем, кто
вопреки правилам ОСБ празднует какой-то праздник. Они считают это грехом,
исключают такого человека из организации и потом относятся к нему так, как
описано выше.
Каждый христианин может подумать над
тем, как еще лучше исполнять заповедь Бога: «Возлюби ближнего твоего, как
самого себя» (Матфея 22:39), в том числе и в отношении праздников.
- *Здесь
слово «язычники» взято в кавычки, потому что под язычниками Свидетели
Иеговы часто подразумевают всех, кто не принадлежит к их организации.
|