1Кор.1:10: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все
вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в
одном духе и в одних мыслях».
Как видно из этого текста, христиане должны быть «соединены в одном духе и в
одних мыслях». Что это значит и чего не значит? У каждого могут быть свои мысли,
я же изложу свои рассуждения по этому поводу.
Итак, первым делом я задумалась над тем, о каком духе и мыслях здесь может идти
речь? О том ли, чтобы у всех христиан точь-в-точь совпадала каждая мысль?
Некоторые тексты Писания показывают, что нет. Рассмотрим их.
Римлянам 14 глава; 1Коринфянам 8 глава. Мы видим, что среди первых христиан
были люди с разными понятиями о пище и некоторых днях: «Иной отличает день от
дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего
ума. Кто различает дни, для Господа
различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для
Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и
благодарит Бога» (Рим.14:5,6). Настаивал ли апостол Павел на том, чтобы эти
христиане абсолютно одинаково относились к этим вещам? Как видим, нет.
Напротив, он учил их, что они должны жить каждый со своим индивидуальным
восприятием – «всякий поступай по удостоверению своего ума» и уважать
противоположное мнение брата и не осуждать его: «Немощного в вере принимайте
без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест
овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того,
кто ест, потому что Бог принял его» (Рим.14:1-3). Павел осуждал споры и попытки свести все такие расхождения к
единому правилу и понятию – «принимайте без споров о мнениях».
Кто-то может спросить: «Ну, так как же тогда можно достичь единства, если один
думает так, а другой иначе»? Давайте
вникнем в то, от чего нарушается единство. От свободы, позволяющей иметь разные
мнения и учитывать их с уважением или,
наоборот, от того, что кто-то хочет постоянно спорить и навязывать всем одно
мнение?
Я думаю, что от второго. Я наблюдала,
как в некоторых семьях мамы учитывают то, что ребенок не может что-то кушать,
например, варенный или жареный лук. Мама старалась не настаивать и готовила
ребенку пищу без лука. Какие у них были отношения? Отличные! Ребенок был
доволен и хорошо кушал, мама тоже не расстраивалась, а радовалась. Между ними
было взаимопонимание и дружба. Но что я наблюдала в тех семьях, где мама
принципиально всегда заставляла ребенка кушать то, что он не мог? Слезы ребенка
и нервы матери, ребенок и мать злились друг на друга и отношения из-за этого
были расстроены. Так что содействовало единству в таких семьях? Свобода,
делающая людей уступчивыми или тираническое требование подчиниться единому
мнению того, кто имел власть?
Так как же тогда понимать то, что Павел говорил «чтобы вы соединены были в
одних мыслях».
Нужно посмотреть, в каких именно мыслях у христиан не должно было быть двух
мнений. Какой свободе не место среди христиан? Чтобы определить это посмотрим
контекст этих слов, о чем там вообще идет речь.
«Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между
вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: "я Павлов"; "я
Аполлосов"; "я Кифин"; "а я Христов". Разве разделился
Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?» (1Кор. 1:11-14).
Что мы видим? Христиане разошлись во мнениях по поводу того, за кем им
следовать. Одни настаивали, что за Павлом, другие за Петром (Кифой), третьи за
Аполлосом. И в результате был спор, приводивший к разделениям. Вот оказывается
в чем дело! Речь не шла о мнениях по поводу тех вещей, в которых каждый мог
иметь свою точку зрения на те или иные вопросы совести. Здесь уже речь пошла о
другом – за кем следовать, какого Учителя себе выбрать. Такая позиция касалась
коренного фундамента, на котором построено вообще христианство. Потому что
коринфяне уже начали выбирать себе человеческих учителей вместо одного Учителя –
Христа.
Это можно стравить с тем, как в семье дети спорили бы кого из своих друзей
выбрать вместо родителей. В этом случае дети уже переступали бы через границы
семейного устройства как такового. Я пришла к выводу, что здесь уже речь шла не
о свободе внутри христианства, а о свободе, выходящей за его рамки. В таких
вопросах не может быть места двум разным позициям: хочу или не хочу чтобы моим
учителем был Христос. Если ты хочешь быть христианином, то у тебя не может быть
какого-то другого Учителя, потому что Он краеугольный камень, который нельзя
заменять ни на какого человека, даже на одного какого-то из Его учеников.
Вот в чем должны у христиан совпадать мысли – следовать за Иисусом, как
Учителем и Господом, а не за людьми. Это включает в себя и то, что христиане не
должны занимать разную позицию в отношении учений Христа. Например, когда один
сказал бы: «Я приму вот это Его учение, а вот это не буду принимать», а другой
наоборот примет другое Его учение, отвергнув первое. Или точно так в отношении
Его заповедей. Все христиане должны принимать все учения и заповеди их Господа.
Именно в этом должно быть единомыслие между христианами, ведь они все
добровольно выбрали следовать за Ним, став Его последователями. В рамках же Его
учений и заповедей есть достаточно свободы для совести каждого отдельно взятого
христианина, как это показывал в своих посланиях апостол Павел.
Ну а что значит «но чтобы вы соединены были в одном духе»?
2Кор.12:18: «Я упросил Тита и послал с ним одного из братьев: Тит воспользовался
ли чем от вас? Не в одном ли духе мы действовали? Не одним ли путем
ходили?»
Еф.2:18: «потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном
Духе».
Фил.1:27: «Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду
ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе,
подвизаясь единодушно за веру Евангельскую».
Все христиане должны быть подвержены влиянию Святого Духа, который бы их
направлял по жизни, по пути следования за Христом. Это будет видно по плодам
или качествам, которые они проявляют между собой, в первую очередь по любви.
Иисус говорил, что Его ученики будут узнаваемы именно по любви между собою
(Иоанна 13:35).
Апостол Павел писал: «будьте братолюбивы друг к другу с нежностью» (Рим.12:10).
Еф.4:32: «но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг
друга, как и Бог во Христе простил вас».
Петр тоже писал о том же.
1Пет.3:8: «Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы,
милосерды, дружелюбны, смиренномудры».
Можно ли сказать, что человек движим Святым Духом, когда он грубый как сапожник
по отношению к своему христианскому брату или сестре, учитывая то, что Дух
Божий учит быть «братолюбивыми с нежностью»? Или когда он вместо сочувствия, когда кому-то
из братьев или сестер плохо, говорит: «не
притворяйся» или «чего ты ноешь» и в таком духе? Хотя когда самому плохо, тогда
ждет от других сочувствия и понимания. Дух Бога делает человека сострадательным
и милосердным по отношению к слабым и
страдающим братьям и сестрам.
Когда среди первых христиан некоторые «угрызали и съедали друг друга», как
писал ап. Павел, то явно они не находились в те моменты под воздействием Духа
Божьего. Ими двигало плотское греховное умонастроение, толкающее к ненависти и
другим греховным поступкам. Они не были способны любить друг друга как самого
себя по учению Иисуса Христа. Именно потому Павел и призывал всех христиан
соединяться «в одном духе», Божьем, чтобы бороться внутри себя с греховными
пороками и качествами, к которым толкает грешная плоть.
Галатам 5:13-26: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была
поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в
одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя. Если же друг
друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг
другом. Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений
плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг
другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Если же вы духом
водитесь, то вы не под законом. Дела плоти известны; они суть:
прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство,
вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, [соблазны,] ереси,
ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и
прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. Плод же
духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы,
распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и
поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу
завидовать».
Христианское единство основано на «единомыслии» в том, чтобы следовать за
Иисусом как Учителем и Господом, принимая все Его учения и заповеди, а также
оно основано на том, чтобы жить «по духу» Божьему, а не под плотским грешным
управлением.
Там, где основой для «единомыслия» или единства становится следование за
каким-то человеком или группой людей-учителей, которые всех хотят подчинить
своему личному мнению и учению, единство может быть достигнуто, но оно не будет
христианским и плоды его будут плодами плоти, а не плодами Божьего Духа, в отношении качеств, которые эти люди будут
проявлять. Между ними никогда не будет
достигнута та большая и нежная любовь, которой учит Бог, но зато будут бесконечные
распри, споры, злость друг на друга, вплоть до ненависти и т.п. Потому что эти
люди, называющие и считающие себя христианами, водимы не Духом Бога, а своей
греховной плотской склонностью, которая вызывает свои соответственные плоды в
виде всего уже перечисленного. Плоть
сопротивляется духу, а дух плоти. Кому из них мы выберем сопротивляться, таких
результатов и достигнем.
|