Бывало ли
с вами так, что читая Библию вы задавались вопросами, на которые не находили
ответа? Например, останавливаясь на описании какого-то события, вы спрашивали:
почему или как так можно было поступить? Почему Бог это допустил или почему это
потребовал?
С такими «непонятностями» трудно воспринять то, что читаешь, трудно
поразмышлять и извлекать для себя какой-то урок.
Как же быть?
Нужно учесть, что вы не единственный такой человек. На протяжении многих веков у людей
возникали одни и те же вопросы. Поэтому попытки найти на них ответы, не новы. Удавалось
ли кому-то понять то, что хотите сейчас понять вы? Поняли ли они все
правильно? И вообще реально ли все
понять?
Если вы попробуете поискать, например, через сеть Интернета ответы на
интересующие вопросы, то увидите, что существуют ответы на многие вопросы. Но…
все они могут отличаться друг от друга в той или иной степени. Какой же из них
верный? На этот вопрос вы можете получить из всех источников один и тот же
ответ – верный именно наш вариант ответа. Кажется тупик. Не могут противоречивые
ответы все быть верными одновременно.
Дело все в том, что в ясно и прямо изложенных мыслях не тяжело разобраться и
обычно в таких случаях разногласий, в общем, не возникает. Они возникают там,
где содержится сложная или не полная информация. В таком случае непонятные
стихи выглядят в нашем сознании как разбросанные кусочки мозаики. И здесь уже
нужно «подобрать» фрагменты этих кусочков так, чтобы они подходили один к
другому и выстраивались в ясную картину.
Когда мы, составляя картину, не можем
отыскать каких-то фрагментов, тогда картина будет не полной. Чтобы «заполнить»
пустые места в такой картине, люди прибегают к «хитрости», подставляя туда то,
что у них есть. У кого-то придет для этого одна идея, у кого-то другая. И
потому картины получаются разными.
Но даже если имеются все пазлы, но не достает внимательности, то картина может
получиться не точной.
Так и с пониманием Библии. Нужно сразу постараться отыскать все, какие возможно стихи, которые относятся к
данной теме или мысли. Эта работа значительно облегчается, например, благодаря
поисковой системе в программе «Цитата из Библии», которая есть для удобства на
данном сайте. Вы вводите ключевое слово или фразу, которые вас интересуют и
ищете в разных переводах и комментариях то, что вам нужно. А также вы сможете
найти все тексты, в которых встречается та же или похожая мысль (обычно их
называют «параллельными ссылками»). Так вы находите все «пазлы» и, включая ваши
способности мыслить и сопоставлять, вы будете «складывать» все одно к одному,
делая выводы. Иногда этого бывает достаточно, чтобы разобраться и уяснить
картину. Но не всегда. Согласитесь, что не каждый может собрать обычный кубик Рубика и тем более очень сложную мозаику из множества мелких пазлов. Некоторые этому специально обучаются, точно так как обучаются языку программирования или иностранному языку. Что вы делаете когда не разбираетесь в компьютерной программе или не знаете как
перевести какое-то иностранное слово?
Вам нужен либо словарь и личное обучение, либо переводчик или
специалист.
Точно так и с Библией. Есть люди, которые уже потратили годы для ее изучения и
у них наработан определенный опыт и навыки. Они изучили различные методики для
ее исследования, и все это они с готовностью предоставляют для тех, кто этим
интересуется. Для такого тщательного исследования нужно время и много усилий. Вам
тоже понадобится время и усилия, чтобы найти и поразмыслить над их наработками
в области исследования тех или иных текстов, интересующих вас.
Если вас это сильно интересует, и вы занялись разбором какого-то текста,
пользуясь всеми доступными средствами такого рода, то вы можете многое,
конечно, для себя уяснить. Многое, но не все. Пробелы часто просто неизбежны,
не смотря ни на какую грамотность и доступность разных результатов исследования.
Другими словами, сколько не старайтесь, все равно всего вы не сможете понять.
Вы будете понимать только кое-что. Остальное будет либо не точным, либо не до
конца понятным, либо вообще не понятным. По разным причинам.
1. Бога невозможно постичь в абсолютном смысле слова так, чтобы не оставалось
ни единого вопроса к Нему и о Нем. Это показывает сама Библия. «Дивно для меня ведение [Твое], — высоко, не могу постигнуть его!» (Пс.138:6).
«человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца»
(Еккл.3:11).
«Когда я обратил сердце мое на то, чтобы постигнуть мудрость и обозреть дела,
которые делаются на земле, и среди которых человек ни днем, ни ночью не знает
сна, - тогда я увидел все дела Божии и нашел, что человек не может
постигнуть дел, которые делаются под солнцем. Сколько бы человек ни трудился в
исследовании, он все-таки не постигнет этого; и если бы какой мудрец сказал,
что он знает, он не может постигнуть этого» (Еккл.8:16,17) .
2.Библия не описывает всех подробностей различных событий и того, что стояло за
теми или иными поступками Бога или людей. Она дает нам часто общее описание или
ставит нас просто перед фактом без каких-либо объяснений. «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то,
думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь» (Иоан.21:25).
3.У Бога на все есть Свое время. Поэтому то, что мы не понимаем сейчас или
понимаем не до конца, вполне возможно поймем в будущем, когда Богу будет угодно
нам открыть. «Всему свое время, и время всякой вещи под небом» (Еккл.3:1).
«Могущему же утвердить вас, по благовествованию моему и проповеди Иисуса
Христа, по откровению тайны, о которой от вечных времен было умолчано, но
которая ныне явлена, и через писания пророческие, по повелению вечного
Бога, возвещена всем народам для покорения их вере» (Римлянам 14:24,25).
С учетом всего этого и следует подходить к изучению Библии. Зная заранее, что на
какие-то вопросы мы можем уже сейчас получить ответы, и они являются
бесспорными для всех, кто читает Библию. На какие-то вопросы мы получим
противоречивые ответы из различных источников, потому что они вызывают разные
мнения у всех толкователей и исследователей. Обычно в таких случаях каждый
человек склоняется к тому толкованию, которое ему ближе, понятней и логичней с
его точки зрения или же оставляет вопрос в открытом виде, не делая никаких
стопроцентных утверждений и заключений, если хочет быть более объективным в
своем суждении.
И наконец, некоторые вопросы стоит отложить до того времени, когда Богу будет
угодно дать нам на них ответ каким-то известным Ему образом либо позже в этой
жизни, либо в вечном будущем, которое Он обещает дать всем, кого одобрит и
спасет.
Излишне мудрствовать в вопросах первого и второго рода приводит к спорам и
межличностным или межрелигиозным конфликтам. В итоге часто нарушаются основные заповеди
и принципы Бога, которые изложены в Библии понятным для всех языком: о любви и
мире, как с Богом, так и друг с другом. Об этом речь пойдет в статье «Что
дьявол сделал с Библией через религии».
Сейчас первоочередная задача состоит в том, чтобы нам сосредоточиться на понятном
для всех нас Божьем учении, изложенном в Библии. Что это за учение? Учение о
спасении через Господа нашего Иисуса Христа. Ветхий Завет указывал нам различным
образом на приход Спасителя, а Новый Завет показывает, чему Он учил и что
сделал для нашего спасения.
Отвечая на вопрос одного человека, Иисус сказал, что требуется от Его учеников:
любить Бога и ближних (Матфея 22:38-40). Иоанн, один из первых Его учеников,
следовавший за своим Учителем, сказал, что «это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали
заповеди Его» (1Иоанна 5:3). А как любить ближнего? На этот вопрос ответил
Иисус: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте
и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Иоанна 7:12). Если мы будем делать
то, что в наших силах и возможностях, чтобы соблюдать эти заповеди, то можем
надеяться на одобрение и спасение от Бога и Господа Иисуса Христа, не смотря на
то, что чего-то мы не понимаем в сложных текстах Писания. Ученики, которых
избрал Христос, многого не понимали и что-то понимали до поры и времени
неправильно, но они старались жить так, как Он их этому учил, и за это были
одобрены Богом. Служение Богу
заключается не в накоплении академических знаний, а в практическом проявлении
любви к Богу и окружающим нас людям. Апостол Павел, будучи сам образованным,
написал: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь
звенящая или кимвал звучащий. Если имею
дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что
могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все
имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой
пользы» (1Коринфянам 13:1-3). Поэтому изучение Библии заключается в первую
очередь в том, чтобы мы получали знания о том, как мы можем любить Бога и
ближних. В этом и состоит «познание о Боге и посланном Им Иисусе Христе»
(Иоанна 17:3). Если мы ищем знания для чего-то другого в Библии, то мы не будем
истинно христианами.