Она всегда
привлекала людей своей необычностью. Она таила в себе красоту и загадочность.
Ею восхищались и возмущались. Одних людей она побуждала к добру, а другие
оправдывали ею зло. Вокруг нее объединялись и ею же оправдывали вражду. Так
было и так длится до сих пор*. Кто же она?
Кому-то это может показаться странным, но речь идет не о какой-то женщине, а о
книге. Это Библия.
То, что записано в
ней, способно очень сильно воздействовать на сознание и чувства ее читателей.
Многие люди посвятили свою жизнь тому, чтобы ее исследовать. Некоторые даже
построили на этом так называемую «духовную карьеру» в религиозных кругах.
Интересно, что
Библия действует на разных людей по-разному. Почему? Может, отчасти, потому,
что она содержит в себе разностороннюю информацию, и психологически каждый
человек воспринимает ее по-разному? К тому же, эта информация направлена на
самое сокровенное – чувства, совесть и внутренний образ мышления человека. «Ибо
слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого и проникает
до разделения души и духа, суставов и мозгов, и судит движения и мысли сердечные»
(Евреям 4:12). А еще, Библия затрагивает самую важную сторону человеческой
жизни, которая связана с ее смыслом – духовную. Одним из важных аспектов этого
есть то, что Библия открывает человеку его зависимость от Создателя и факт, что
от Него невозможно абсолютно ничего утаить. «И нет твари скрытой пред Ним, но всё обнажено и
открыто пред глазами Его. Ему дадим отчет» (Евреям 4:13).
Люди веками
стараются «расшифровать» все, что содержится в Библии, пытаясь понять правильно
каждое ее слово и фразу. И вот здесь начинается самое интересное – мнения в
чем-то совпадают, а в чем-то нет. Почему? Потому что в Библии в основном нет
щепетильности, которую там многие ищут. Она обычно не описывает подробности и
нюансы, а дает лишь общие представления. И по этим общим представлениям бывает что-то
трудно понять и представить до конца, а что-то представляется разным людям
по-разному.
В нашей
психологии заложена удивительная склонность – сближаться с теми, чья точка
зрения и восприятие совпадает с нашим мнением, и отдаляться от тех, кто мыслит
иначе. Вообще это само по себе нормально, что друзьями, тем более близкими
друзьями, становятся люди, которые имеют много общего в интересах и взглядах, особенно,
когда дело касается очень важных жизненных вопросов. Вряд ли, например, человек
с высокими нормами морали будет близко дружить с насильником и извращенцем. Но
если различия в чем-то не представляют собой серьезной угрозы благополучию друг
друга, то разумные люди не будут из-за этих различий враждовать, хотя они могут
и не быть близкими друзьями, если их близко не связывает ничто другое.
Например, одному человеку понравился какой-то фильм, а другому наоборот. Один
любит футбол, а другой шахматы. Разве это причина для вражды? А если из-за
различия в подобных случаях возникает
явная неприязнь и вражда с вытекающими отсюда злейшими последствиями, то это
уже не нормально! И вот на подобных различиях очень «злую шутку» часто играют
религии, которые берут на себя полномочия «объяснять» Библию. Они поощряют своих
прихожан к тому, чтобы те имели мирное и дружеское расположение только к тем, у
кого точка зрения на «Библейские учения» во всем совпадает исключительно с
учениями этой конфессии, и держатся подальше от тех, кто понимает что-то иначе.
Причем здесь речь не идет об отношениях верующих и неверующих, или о христианах
и нехристианах. На самом деле религиозная вражда или неприязнь возникает часто
между теми, кто исповедует христианство. И это только потому, что у них
расходится мнение по каким-то не столь существенным вопросам.
Кстати, вот
тут-то и вся проблема – что считать существенным, а что нет? Лично я для себя
решила, что существенно то, о чем очень ясно и понятно пишет Библия. По таким
вопросам обычно не бывает двух мнений. Например, никто из христиан не станет
спорить по поводу того, что Иисус умер за наши грехи. А несущественным считаю
то, о чем в ней точно или подробно не говорится. На мой взгляд, религии часто
делают наоборот – несущественные моменты преподносят как существенные и это
приводит к лишним спорам и вражде между теми, у кого точка зрения по этим
незначительным вопросам не совпадает. Апостол Павел писал: «Глупых же
состязаний и родословий, и споров и распрей о законе удаляйся, ибо они
бесполезны и суетны» (Тит.3:9).
Бог наделил людей
большей свободой воли, чем религии. Может быть, ограничения религий в свободе
продиктованы боязнью, что грешные люди не смогут правильно распорядиться своей
свободой, и «натворят грешных дел»? Поэтому религиозные лидеры сочиняют кучу
правил, которые, по их мнению, будут больше охранять от грехов (хотя часто эти
правила еще больше толкают на грех).
Но при этом они
забывают один очень важный факт, что Бог, давая людям свободу, наделил их
уникальным даром, который способен направлять их в том, как этой свободой
правильно пользоваться. Он дал СОВЕСТЬ. И этот дар, не смотря на греховность
людей, работает! (Римлянам 2:14,15).
Если бы Бог
считал, что нельзя вообще рассчитывать на грешную совесть человека, то разве Он,
Лично, не создал бы кучу щепетильных правил, записав их в Библию? Разве
логично, что Он бы поручил это сделать грешным людям, которые сами не имеют
совершенной совести и не вдохновлены Им подобно писавшим Библию?
Если у христиан
возникает разная точка зрения в отношении каких-то учений Библии в тех
вопросах, которые точно и четко в ней не описаны, то нужно ли какую-то из этих
точек зрения преподносить как единственно истинную и непогрешимую? Разве тот
факт, что Бог не написал (через вдохновленных Им людей) ясно и четко в Библии
об этих учениях, не говорит уже о том, что Он не считает большой проблемой то,
что Его служители могут представлять все это по-разному? Снова видно, что Бог
дал людям свободу и в этом, но любящие лидировать в религиях «пастыри» сочли
это за Божью «ошибку» и начали выводить «единственно истинное понимание».
На религии
Свидетелей Иеговы особенно хорошо видно, к чему приводил такой подход к
«исправлению Бога». Эта религия бесконечно заменяет одно «единственно истинное
учение» на другое. Таким образом, некоторые учения изменялись там уже по
несколько раз (к примеру, учение о «роде сем» за несколько лет уже поменялось
четырежды) и каждое новое «понимание» считалось «единственно истинным», а
руководители из Бруклина (США), каждый раз заявляли, что это им открыл сам Бог.
В итоге Бог представлен этой религией в самом нехорошем свете. Ведь что бы вы
сказали о человеке, который на допросе каждый раз дает разные, противоречивые
показания и при этом всегда говорит, что на этот раз его показания точны на все
100%? Разве не ясно, что он лжец? Вот так и Богу Свидетели Иеговы своими
меняющимися «истинами» приписывают способность лгать, в то время как Библия
четко говорит, что «нет неправды в Нем, Он праведен и истинен» (Втор.32:4).
Почему бы всем,
кто старается быть христианином, не сосредоточиваться на том, что ясно для
понимания в Библии, а все другие вопросы (подробности и нюансы, которых в
Библии нет) оставить на усмотрение каждого? Тогда будет больше мира, и
разногласия не будут вызывать враждебного отношения.
В связи с этим
мне вспоминается один случай. Молодая женщина как-то рассказывала, что у них с
мужем разные привычки в бытовом плане. Она родилась в городе, а он в селе,
поэтому она мыла посуду под краном, а он набирал воду в миску и мыл в миске.
Сразу каждый настаивал на том, чтобы подчинить один другого своей привычке, но
со временем они поняли, что это приводит только к неприятным отношениям, т.к.
каждый все равно хочет делать так, как он привык. Поэтому они решили оставаться
каждый со своей привычкой, считаясь с мнением один другого. Ведь любовь и мир в
семье должны быть главнее всего остального.
Почему бы не
применить подобный подход и христианам в отношении вероучений?
Если
присмотреться, то в главных, ясно очерченных учениях Библии, у христиан
различных направлений много общего. Все верят в Бога, в Иисуса, в Святой дух, в
воскресение, вечную жизнь, в то, что нужно жить по Божьим заповедям и развивать
христианские качества, все ждут прихода Христа, награды для верных и наказания
для злых и т.д. Все это понятно для всех христиан со страниц Библии. Это общие
христианские учения, которые ясно видны для любого верующего человека**. А уже подробности – что и как – каждый может
понимать по-разному, т.к. Библия не дает четкого описания. В ней нет слова
«Троица»***, но есть понятие о троих – Отце,
Сыне и Святом Духе. Каждый, читающий внимательно Библию, видит сам, что там написано
об Отце, и Сыне и Святом Духе****. И этого
достаточно для того, чтобы каждый христианин определился со своими выводами. Рассуждать
же о духовных вопросах мы все можем свободно, и делится каждый результатами
своих исследований. Библия описывает, что Апостол Павел тоже рассуждал с
евреями (Деян.17:17; Деян.18:19). Мы все можем иметь в чем-то немного разные
представления о различных учениях Библии, но главное соглашаться с тем, что в
ней написано очень ясно и понятно. А в вопросах, в которых нет ясности, мы
будем каждый делать свои предположения, свои догадки. И только когда будут
происходить предсказанные события, мы сможем точно узнать все подробности, и я
думаю, что к немалому своему удивлению, каждый из нас тогда обнаружит, что в
чем-то ошибался.
Если так
поступать, то тогда не будет религиозной неприязни среди христиан, не будет
взаимного осуждения за то, за что мы не имеем права судить друг друга (за то, о
чем никто из нас точно не знает). Я думаю, что Бог хочет, чтобы между всеми,
кто выбрал христианский путь, был, прежде всего, мир и процветала любовь. Он не
хочет, чтобы мы делились на различные религиозные конфессии внутри христианства,
которые затем считают братьями и сестрами лишь тех, кто избрал одно узкое
религиозное направление в христианстве. Христианская вера должна быть одна
(Эфесянам 4:5). Но сатана заинтересован в том, чтобы сеять зло, вражду,
неприязнь между христианами. И я думаю, что это его «работа» - изобретение
различных религий, в которых религиозные лидеры придумывают свои правила и
учения, пытаясь ими заполнить Библию «между строк» и затем всех судят по этим
учениям. А «прихожане» просто слепо следуют за своими «авторитетами». В
результате чего сатана торжествует, сея раздоры и вражду между теми, кто
считает себя христианами, разделяя их на конфессии, которые затем спорят друг с
другом, каждый доказывая свое. Это не духовный путь христианина, не тот путь,
которому учил Христос. «Потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия,
то не плотские ли вы? И не по человеческому ли [обычаю] поступаете?»
(1Кор.3:3). Это печальный факт.
Бог дал людям
Библию как духовный путеводитель с учетом свободы и совести верующих в Него
людей, но сатана использует эту книгу для запутывания, запугивания и вражды
между верующими, называющими себя христианами.
Все религии
ссылаются на Библию, утверждая, что именно они точнее всех остальных следуют ее
учениям. Но на самом деле во всех религиях к ясным учениям Библии добавлены
человеческие учения религиозных руководителей. Чисто Божьего учения из самой
Библии нет ни в одной религии. Однако, хуже всего даже еще не сам факт наличия
этих человеческих учений, а то, что они преподносятся религиозными
руководителями как Божьи, причем единственно верные и истинные. И с теми, кто
не согласен с этой точкой зрения, религиозные руководители призывают
враждовать.
Особенно трагично
все это выглядит в «религиозно разделенных семьях», где члены семьи верят в
одного и того же Бога, в одного Иисуса Христа, но они не находятся в одной
религиозной группе – конфессии. Они все христиане, но религия сделала их
врагами! Вот в чем корень зла религий – они сеют не любовь, а вражду.
Давайте же будем
просто терпимы к мнению друг друга, когда наша точка зрения, не противоречащая
ясным учениям Библии, в чем-то расходится. Не будем подчинять мнение других
своему мнению и не будем из-за такого различия отвергать друг друга. Давайте
помнить, что мы все христиане, все духовные братья и сестры между собой, все
идем одной дорогой, до тех пор, пока не выходим за рамки того, что ясно
написано в Библии для понимания каждого из нас. «Это, братия, приложил я к себе
и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и
не превозносились один перед другим» (1Коринфянам 4:6).
Нам просто нужно
учиться любить Бога и ближних. Любовь способна делать нас лучшими христианами. Если
мы любим, то мы не будем спешить отвергать своих христианских братьев и сестер
только потому, что они в чем-то ошиблись или споткнулись о какие-то проблемы и
согрешили. Ведь Библия учит помогать друзьям в трудную минуту (Прит.17:17; Матф.11:19).
Нужно помнить, что никто из нас не безгрешен, все мы будем допускать ошибки, у
нас будут взлеты и падения. Но главное, взлетев не стать высокомерным, а упав,
не опускать руки. Взлетая нужно сохранять скромность, не забывать, что это не
наша личная заслуга, а Божья любовь подняла нас на своих крыльях. А упав, нужно
помнить, что к нам всегда протянута Божья «рука», которая сможет нас поднять
даже из самой глубокой пропасти. Нужно только потянуться и ухватиться за нее. А
друзья, христианские братья и сестры, могут помочь упавшему протянуть свои руки
к Отцу, когда у него самого нет для этого сил (сравните Исход 17:11,12).
Молитвы друг за друга тоже очень ценная помощь.
Пусть же Библия
будет для нас книгой Божьего руководства, которая будет побуждать нас к любви и
добрым делам, а не книгой в руках дьявола, сеющего злобу, раздор и ненависть
друг к другу! А для этого нужно принимать учения Библии в христианском духе, духе
любви и мира, а не так, как их преподносят в религиях различные лидеры для
того, чтобы настраивать христиан друг против друга.
*****************************************************************************************************************
* Известны попытки
людей расшифровывать буквы и цифры из текста Библии, полагающих, что это некий
шифр с тайной информацией. Многие люди восхищаются мудрыми изречениями из
проповедей Иисуса и книг Соломона. В то же время есть немало людей, которые
возмущаются описанными в Библии сценами войн и насилия с участием Бога. Ложа
руку на Библию принимают присягу многие правители, принося клятвы, которые они
так и не выполняют до конца. Ссылаясь на Библию, религии совершают многие
нечестивые поступки, такие как благословение войн, заключение браков между
людьми одного пола и др. Библия сплочает верующих в группы, и в то же время, ею
оправдывают вражду между такими группами (т.е. религиями).
**
Если речь идет о заповедях, то мы видим, что в Библии даются только общие
указания, какие поступки христиане должны считать грехом, а также общие
указания того, как вести себя правильно. Но нигде не оговариваются эти заповеди
во всех подробностях. Рассмотрим это на нескольких примерах.
Библия запрещает
воровство, блуд, пьянство и злоречие (1Коринфянам 6:9,10).
Но нигде в ней не
расписано во всех подробностях, что относится к этим грехам, а что нет.
Блуд. По религиозным убеждениям в некоторых
местах, если женщина будет носить такую одежду, что у нее будут видны колени, это
уже расценивают как блуд. Или если замужняя женщина улыбнулась какому-то
мужчине, то это причисляют к прелюбодейству. В то же время в других местах
никто не будет приписывать женщине блуд или измену в таких случаях. То же самое
в отношении поцелуев – одни считают предосудительным, если мужчина поцелует женщину,
или женщина поцелует мужчину, а другие нет. Мнения, как видим, расходятся из-за
привитых религией правил. А что же Библия? Библия сообщает о том, что в 1 веке
среди христиан считалось нормальным явлением приветствовать друг друга
поцелуями святыми (Рим.16:16; 1Кор.16:20; 2Кор.13:12). Нигде в Библии не
описано, считать ли правильным поцелуй в щечку или в лоб, сколько раз целовать,
улыбаться при этом или выглядеть серьезно и прочие нюансы, чтобы определить
святой это поцелуй или нет, т.к. не этим определяется святость. Каждый человек
со здравым умом и христианским духом сам понимает, что святой поцелуй среди
соверующих выражает исключительно братскую любовь, а не безнравственную. Вот в
чем определение святости. В этих случаях не могло быть и речи о блудных
наклонностях, т.к. в Эфесянам 5:3 сказано, что «блуд же и всякая нечистота или
любостяжание пусть и не именуются среди вас, как подобает святым». Этого
достаточно, а в остальном человек разберется уже сам при помощи христианского
духа и совести. Также нигде в Библии не описано, какой длины носить одежду,
чтобы это считалось нравственным. Каждый христианин способен сам определять при
помощи своей совести, какие из перечисленных действий будут приемлемыми, а
какие нет. Совесть, ориентированная не на букву, а на дух христианского закона,
сама дает определение тому, какое поведение чисто, а какое нет. И каждый
христианин сам понимает, что подразумевается под блудом и прелюбодейством точно
так же, как понимает, что подразумевается под словом «кушать». Ведь было бы
просто верхом глупости рассказывать взрослому человеку, что под словом «кушать»
подразумевается то, что он должен открыть рот и вложить туда пищу, затем
закрыть рот, пережевать и проглотить. При этом еще объясняя, что жевать означает
делать движения челюстями и правильно только после 10-ти движений проглотить пищу,
а в случае если кто-то проглотит пищу после 11-ти или 9-ти движений челюстями,
то это уже неправильно. Так разве не столь же глупо выглядит, когда религиозные
лидеры взрослым людям описывают суть того, что же подразумевается под словом
«блуд» или «прелюбодеяние» во всех подробностях дела, и устанавливают свои
правила в этом отношении? Смотрите в Переводе Нового Мира – ПНМ – стр.1752, там
Свидетели Иеговы «разжевали во всех подробностях», что же такое блуд, ссылаясь
на всякие Словари и прочие труды. Хорошо, что хоть еще не додумались снимать
обучающие фильмы для этого! Уж очень я сомневаюсь, чтобы христиане 1 века
изучали слова Иисуса или Его Апостолов таким вот образом и без этих Словарей не
понимали, о чем же идет речь, когда им говорится не блудить или не
прелюбодействовать.
Воровство. Каждый знает, что речь идет о том, если
кто-то присвоил себе чужое без разрешения хозяина. Но следует ли считать
воровством, если ты взял себе вещь, о хозяине которой ничего не известно?
Например, нашел на дороге деньги без сумочки и кошелька (что позволяло бы
установить личность хозяина)? Библия об этом ничего не говорит. Кто-то
подумает: «все равно это деньги не мои», а другой скажет: «они теперь все равно
ничьи». Возможно, кто-то захочет этими деньгами помочь кому-то нуждающемуся.
Как поступить – каждый определит по своей совести.
Злоречие. Какие слова и выражения причислять к
злоречию? Всякую ли речь, которая для кого-то оскорбительна? Иисус иногда
называл фарисеев змиями. Оскорбительно? Для них это было, несомненно,
оскорблением! Но разве Иисуса можно обвинить в злоречии? Он был безгрешен.
Иисус говорил всего лишь правду фарисеям о том, что они были лицемерами и
справедливо сравнивал их со змеями, хотя их это и оскорбляло. В 1 Петра 2:21 читаем:
«Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но
предавал то Судии Праведному». Означали ли слова, что «Он предавал то Судии
Праведному», что Иисус ничего и никого не осуждал? Нет. Мы видим, что Он
осуждал лицемерие и прочие дела и даже говорил фарисеям, что их ожидает не
благоприятный приговор – в геенну (Матфея 23 глава). Значит, не любое
выражение, которое может кого-то оскорбить или осуждение каких-то злых дел,
следует считать злоречием. Это лишь доказывает, что говорить правду,
справедливо разоблачать чье-то лицемерие и др. отвратительные качества, вполне
приемлемо для христиан, хотя для обличаемых это и может казаться
оскорбительным.
Библия не
содержит в себе перечень слов и случаев, когда и что считать «злоречием».
Каждый человек (тем более еще и христианин) способен определить по своей
совести, какой набор слов и выражений ему следовало бы однозначно отнести к
неприемлемой для верующего человека речи.
Пьянство. Дает ли Библия точное определение тому,
какое количество спиртного нужно выпить, чтобы понять, пьян ты или нет? Нигде
такого в Библии не говорится. Но даже маленькие дети способны, понаблюдав со
стороны, определить, когда «дядя пьяный». Снова-таки внутренний голос
христианской совести сам будет тем критерием контроля алкоголя, который будет
сигнализировать христианину о допустимом количестве алкогольных напитков.
Это лишь
некоторые заповеди. Но на самом деле ясно из этого одно – СОВЕСТЬ христианина
не спит, она всегда на чеку, и по духу дает правильное определение в том, где
рамки и границы дозволенного. Точно так же, как и в случае с проявлением
угодных Богу качеств. Иисус очень хорошо описал действие совести словами из
Матфея 7:12: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так
поступайте и вы с ними». Примерь к себе любой поступок, который хочешь
совершить по отношению к другому человеку, и станет понятно, стоит его
совершать или нет. Здесь не нужно много описывать и говорить, не нужно никаких
правил.
***Как, впрочем, нет
и многих других слов, которые сейчас употребляются в различных религиях
(например, у Свидетелей Иеговы – Залы Царства, пионеры, организация и т.п.).
****Смотрите статью «Стоит ли так беспокоиться по поводу
того, является ли Бог Троицей?»
|