Пятница
19.04.2024
02:10
Приветствую Вас Гость
RSS
«Свидетели Иеговы и другие религии, Библия и наша жизнь…»
(сайт о Библии, религии Свидетелей Иеговы и не только)

Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Поиск

Меню сайта

Категории раздела
Православие [1]
Католицизм [2]
Протестантизм [15]
Размышления на разные темы [53]
Вероучения религий в свете учений Библии [47]

Сайты друзей
  • Углубленное исследование Библии
  • Библейские исследования от Суханицкого Станислава

  • Форма входа

    Главная » Статьи » Религия » Протестантизм

    Реформация и Контрреформация


     Предпосылки реформации

     Церковная власть в Средние века стала господствующей политической и духовной силой. Жестокие пытки и казни творились ею именем Христа. Проповедуя смирение, бедность и воздержание, церковь богатела, наживаясь на барщине, десятине, индульгенциях. Иерархи церкви жили в роскоши, предаваясь разгулу. Эти процессы встречали осуждение и сопротивление как рядовых верующих, так и некоторых священнослужителей. В XII-XIII вв. против католической церкви выступили катары и альбигойцы, восстания которых были разгромлены церковью. В конце XIV в. активным обличителем духовного разложения католической церкви и самого папы стал монах-доминиканец Джироламо Савонарола. Он призывал церковь к отказу от богатства и пышности, властолюбия и тщеславия, к покаянию и аскетизму, за что был предан суду и казнен.
     Идеи Джона Виклефа
     Несмотря на борьбу католической церкви против ересей, их количество не уменьшалось. В конце XIV в. в Англии еретическое движение принимает форму вооруженного восстания. Во главе восстания стоял Уот Тайлер, вместе с ним выступали священник Джон Болл и крупный богослов Джон Виклеф. В положениях, выдвинутых в ходе этого восстания, содержалась почти вся программа Реформации.
     Виклеф считал, что папа не должен претендовать на светскую власть, так как Иисус Христос утверждал, что его власть не от мира сего. Денежные и другие платежи в пользу церкви должны носить добровольный, а не принудительный характер. Был поставлен под сомнение обряд причащения. Виклеф считал, что обряд имеет чисто символический характер. Какие бы слова ни произносили над хлебом, он никогда не станет частью Тела Христа. Каждый человек имеет право знать Священное Писание непосредственно, а не через священников. Виклеф впервые перевел Библию на английский язык полностью.
     Идеи Яна Гуса
     Чехия в то время была наиболее передовой в технико-экономическом смысле страной в Европе. Здесь идеи Виклефа развивал священник и богослов Ян Гус (1369-1415), выступающий против привилегированного положения духовенства и требовавший уравнения всех христиан перед Богом. Это должно было найти выражение прежде всего в том, что все христиане должны были получить право причащения и Телом, и Кровью Христовыми. Как оказалось впоследствии, это требование сыграло большую роль в борьбе за реформы. Требование секуляризации церковных земель, выдвинутое Яном Гусом, разделялось как крестьянством, так и дворянством. Такой же единодушной поддержкой пользовались и выступления против продажи индульгенций.
     Папа неоднократно направлял против гуситов буллы. Однако население Праги было на стороне Яна Гуса, а король не решался занять по отношению к нему твердую позицию. Тогда папа направил буллу, предписывающую прекратить какие-либо богослужения до тех пор, пока Ян Гус не покинет Прагу или не будет выдан властям. Лишь после того, как в Праге закрылись все церкви, прекратилось отпевание умерших и прочие церковные службы, Гуса выслали в провинцию, где он провел полтора года в изгнании, занимаясь переводом Библии на чешский язык.
     Когда в Констанце собрался Вселенский собор, Гуса пригласили туда якобы для того, чтобы обстоятельно обсудить его учение. В Констанце Ян Гус был немедленно взят под стражу и через некоторое время сожжен на костре. Через несколько месяцев та же участь постигла и сподвижника Гуса Иеронима Пражского. Гибель Яна Гуса и Иеронима Пражского послужила сигналом к развертыванию революционного движения не только в Чехии, но и во всей Центральной Европе. В этом движении, проходившем под лозунгами реформации католицизма, обнаруживалась не только религиозная, но и национально-освободительная и социально-политическая сторона.
     Восстание было подавлено только в мае 1443 г. Однако было очевидно, что назревал общий кризис католицизма. Во всех странах Европы широко распространилось движение гуманизма, которое подготовило взрыв Реформации.

     Основные направления реформации

     Реформация Лютера
     В начале XVI в. в Риме строился собор св. Петра. На это необходимы были большие средства, поэтому активизировалась продажа индульгенций. Недалеко от Виттенберга, где находился священник и богослов Мартин Лютер, индульгенции продавал предприимчивый доминиканский монах Тетцель. Рекламируя свой товар, он прибегал к различным уловкам. Методы деятельности Тетцеля послужили поводом для выступления Лютера. 31 декабря 1517 г. он прибил к дверям виттенбергской дворцовой церкви свои 95 тезисов, содержание которых выдвигалось на обсуждение всеми желающими. В этих тезисах еще не было развернутого учения протестантизма. Лютер говорил только об опровержении сверхдолжных заслуг церкви и связанной с этим продаже индульгенций. Уже в следующем году его пригласил к себе папа для обсуждения его поведения. Лютер уклонился от этого приглашения.
     В апреле 1521 г. на имперском сейме в Вормсе произошло окончательное выяснение позиций. Лютер к этому времени получил мощную поддержку народных масс и бюргерства. Многие князья были на его стороне. Поэтому позиция Лютера выразилась в решительном тезисе: «На этом я стою, иначе не могу».
     В Вормсе после отъезда Лютера его учение было осуждено как еретическое, но это не помешало дальнейшему формированию лютеранства. Независимо от деятельности самого Лютера разгорелось крестьянское движение, вылившееся в Великую крестьянскую войну. Вождем крайне левого крыла стал священник Томас Мюнцер. Восставшие крестьяне и их идеологи нашли в ставшем для них доступным благодаря переводам Лютера Священном Писании материал для осуждения богатых и призыва к их истреблению. Социальные цели крестьянского движения приближались к коммунизму утопического характера, принимавшему форму «истинного» христианства. Основным требованием являлась более или менее последовательно проводимая общность имущества. В вопросах вероучения взгляды восставших базировались на признании возможности непосредственного контакта человеческой души с божеством и, следовательно, против духовенства как опосредующей силы. Это движение получило название анабаптизма.
     Особенно активно движение развивалось в саксонском городе Цвиккауу куда прибыл Томас Мюнцер, занявший место проповедника в одной из церквей. Его проповеди собирались слушать крестьяне и из других областей и деревень. Однако вскоре он был изгнан из города, встал во главе восьмитысячного крестьянского войска, но вскоре был взят в плен и казнен.
     К началу 1530-х гг. центр тяжести движения сместился в Северную Германию, в город Мюнстер. В начале 1534 г. город оказался в руках анабаптистов, там была избрана новая власть. Общественные порядки стали перестраиваться по анабаптистскому образцу. Однако это продолжалось недолго. Город был осажден и вскоре пал. Власти жестоко подавили восстание. Оставшиеся в живых анабаптисты бежали в Чехию и Нидерланды. Во главе нидерландского анабаптизма встал Менно Симоне, придавший анабаптизму более мирный характер, получивший название меннонитства.
     Лютер выступил с осуждением крестьянской войны, что укрепило его позиции среди бюргерства и власти. После Вормского рейхстага, осудившего лютеранство как ересь, в 1526 г. состоялся Шпеерский рейхстаг, отменивший решение Вормского и разрешивший князьям выбор веры для себя и своих подданных. Через три года, в 1529 г., в том же Шпеере рейхстаг отменил свое разрешение, после чего приверженцы Лютера выступили с протестом; это и дало название всему движению. Противостояние продолжалось вплоть до 1555 г., когда был заключен Аугсбургскии религиозный мир, которым устанавливалась свобода вероисповедания, закрепленного в принципе: «Чья земля, того и вера». Однако еще долго в Германии политическая и военная борьба происходила в религиозной форме. В 1618 г. началась Тридцатилетняя война, охватившая почти всю Европу. Она завершилась Вестфальским миром, по существу легализовавшим завоевания Реформации.
     Лютеране имеют свои вероучительные книги - «Аугсбургское вероисповедание», катехизисы М. Лютера, «Книгу согласия». В лютеранстве сохраняется епископат, особое посвящение в духовный сан, литургия, два таинства (крещение младенцев и причащение). В лютеранских кирхах (церквах) нет икон, но сохранены распятие, облачение духовенства и алтарь. Лютеранство имеет влияние в Германии, Швеции, Дании, Норвегии, Финляндии, США. В 1947 г. создан Всемирный лютеранский союз.
     Реформация в Швейцарии
     В государственно-политическом отношении Швейцария представляла собой конфедерацию кантонов, независимую от германских властей. В религиозном отношении отдельные кантоны подчинялись епископам различных католических диоцезов — австрийских, германских, итальянских. Поэтому Реформация, помимо религиозных вопросов, решала и вопросы становления независимого государства. Центрами движения были Цюрих и Женева.
     Цюрихский священник Цвингли выступил в 1523 г. с 67 тезисами, направленными против католической церкви и более радикальными, чем лютеранские. Городские власти согласились с Цвингли и приняли его программу. Официально было объявлено о прекращении зависимости от католической церкви, церковную общину возглавил городской магистрат, целибат духовенства был отменен, монастыри распущены, церкви очищены от мощей, алтарей, колоколов, упразднена месса католического чина и введено богослужение протестантского типа.
     Другие города поддержали преобразования, однако так называемые лесные кантоны были против нововведений и были готовы к восстанию. Цвингли предпринял попытку заручиться поддержкой Лютера, для чего два вождя встретились, чтобы договориться о вероучении. Было достигнуто соглашение по всем вопросам, кроме одного — по проблеме пресуществления (причащения). И Лютер, и Цвингли выступали против понимания причащения католической церковью, которая считала, что в момент вкушения хлеба и вина они превращаются, преосуществляются в Плоть и Кровь Христовы. Лютер настаивал на том, что Плоть и Кровь реально присутствуют в хлебе и вине, а Цвингли считал, что это присутствие имеет только символическое значение. В результате соглашение не было заключено. В Швейцарии же дело дошло до войны с лесными кантонами, в которой Цвингли потерпел поражение и погиб. Цвинглианство как самостоятельное религиозное течение перестало существовать. Дальнейшее движение по пути Реформации осуществлял Жан Кальвин.
     В 1536 г. французский юрист и богослов Жан Кальвин появился в Женеве. С 1541 г. он прочно занял там положение диктатора, которое занимал до своей смерти в 1564 г. Кальвин создал в Женеве образец церковной общины нового типа, своего рода монастырь с самым строгим аскетическим уставом, допускающим из всех жизненных удовольствий лишь семейную жизнь. Нельзя было петь, танцевать, вволю есть, а тем более пить, ходить в светлых костюмах; за непосещение церкви полагался штраф; сомнение в христианских истинах, как их трактовал Кальвин, каралось смертью на костре. Община возглавлялась пастором и советом пресвитеров. После смерти Кальвина требования новой церкви несколько смягчились, что способствовало распространению кальвинизма в других странах, прежде всего в Англии.
     Кальвинизм разделился на несколько течений: реформаторство, пресвитерианство, конгрегационализм; во Франции появились гугеноты, в Англии — пуритане. Вероисповедных разногласий между этими направлениями нет, есть разница в церковной организации, в частности конгрегационалистские общины автономны и не составляют общей церкви. Последователей кальвинизма особенно много в Швейцарии, Англии, Шотландии, Германии, США, Канаде, Австралии.
     Реформация в Англии
     С началом Реформации английский король Генрих VIII выступил в роли богослова на стороне католической церкви. В 1521 г. он опубликовал трактат против лютеранства и был удостоен за это высокой награды Рима — золотой Розы и звания «Защитник веры».
     Однако с начала 1530-х гг. Англия осуществляет ряд актов, означающих постепенное отпадение от церковного подчинения папе Римскому. В 1532 г. прекращается выплата аннатов (сборы в пользу римской курии), в 1533 г. отменяется папская юрисдикция в отношении английской церкви и под страхом смертной казни запрещается апелляция к папе на решения английских духовных судов.
     В 1534 г. опубликован «Акт о супрематии», по которому главой английской церкви провозглашается король. Этим окончательно оформляется разрыв английской церкви с католицизмом. Одним из поводов, стимулировавших бунт Генриха VIII против папы, был отказ последнего санкционировать несколько его последовательных разводов со своими женами. Король объявил, что непризнание «Акта о супрематии» карается смертью. Костры в протестантской Англии стали таким же обычным явлением, как и в католической Европе.
     После смерти Эдуарда VI королевой Англии стала дочь Генриха VIII Мария. Она попыталась вернуть католицизм, для чего развернула такую кампанию террора, что получила кличку Кровавой. Елизавета, воцарившаяся после смерти Марии, вернулась к протестантизму. В 1571 г. парламент под руководством королевы принял закон, названный «39 статей». В этом законе содержалось новое исповедание веры. Общий характер этого вероучения приближался к кальвинизму. Организация же расходилась с кальвинистской, так как сохранялась епископальная система при главенстве короля над всей церковью. С 1851 г. это направление получило название англиканство.
     В Великобритании существовали и более радикальные тенденции, тяготевшие к кальвинизму, которые проявились в движении пуритан, выступавших за радикальное очищение. Центром этого движения являлась Шотландия, где в конце 1860-х гг. развернул свою пропаганду Джон Нокс, прошедший подготовку в Женеве. Эта пропаганда была настолько успешна, что шотландский парламент специальным актом объявил пуританство государственной религией.
     В 1561 г. королевой Шотландии становится католичка Мария Стюарт и в стране разворачивается настоящая гражданская война между группировками кальвинизма и католицизма. Католическая партия Марии Стюарт потерпела поражение, а сама королева вынуждена была воспользоваться «гостеприимством» Елизаветы, которая спровоцировала ее обвинение и казнь в 1587 г.
     В конце XVI в. королева Елизавета обрушила на пуритан такие репрессии, что многие из них были вынуждены эмигрировать в другие страны, особенно много пуритан уехало в Северную Америку. В самой Англии пуританство не исчезло, через несколько десятилетий оно стало там знаменем буржуазной революции. Пеструю картину религиозных войн в Англии дополняли события в Ирландии, где сохраняла свое влияние католическая церковь.
     Англиканская церковь существует в Англии в качестве государственной, она получила распространение также в Шотландии, Ирландии, США, Канаде, Новой Зеландии и некоторых других странах. Все эти церкви входят в Англиканский союз церквей и имеют консультативный орган - Ламбетские конференции, созываемые епископом Кентерберийским с середины XIX в. Священнослужители могут состоять в браке. В последнее время к священству допущены и женщины.
     Реформация во Франции
     Во Францию Реформация проникла из Швейцарии. Обозначением приверженцев Реформации во Франции стало искаженное немецко-швейцарское слово «Eidgenosse», что означало «сотоварищи» и по-французски звучало как гугеноты. Здесь религиозные пристрастия распределялись не по классовому признаку, как в других странах Европы, а по географическому: протестантизм более развивался на юге Франции, католицизм — на севере.
     Противостояние обострилось с 1559 г., когда был обнародован эдикт, запрещающий под страхом смертной казни гугенотское богослужение. После этого свыше 30 лет продолжались религиозные войны, в ходе которых заключались перемирия и соглашения, которые вновь нарушались кровопролитными сражениями. Знаменитым актом религиозного варварства вошла в историю Варфоломеевская ночь 24 августа 1572 г., когда в Париже и других городах были вырезаны 30 тыс. гугенотов, приехавших на свадьбу своего лидера Генриха Наварского с принцессой Маргаритой. Свадьба проходила в день святого Варфоломея.
     Став королем, Генрих IV в 1598 г. опубликовал Нантский эдикт, на основании которого католицизм признавался государственной религией, однако протестантам предоставлялась относительная свобода вероисповедания. Политика Генриха IV была несовместима с принципами католической нетерпимости, и в 1610 г. католический монах Равальяк по заданию церковных кругов убил Генриха, а в 1685 г. король Людовик XIV отменил Нантский эдикт.
     Контрреформация
     Реформация нанесла чувствительный удар по католицизму, но не сокрушила его. Успехи, одержанные протестантской Реформацией, заставили католическую церковь встать на путь преобразований и поиска путей восстановления утраченных позиций. Уже через несколько лет после того, как началось наступление протестантизма, католическая церковь предприняла ответное наступление, вошедшее в историю под названием Контрреформации. Первым его актом явилась организация ордена иезуитов. Основатель ордена мелкий испанский дворянин Игнатий Лойола после тяжелого ранения отказался от военной карьеры и посвятил себя служению церкви. В 1534 г. Лойола и еще шестеро его единомышленников образовали общество, которое ставило своей целью способствовать восстановлению могущества папы и католической церкви. В 1540 г. созданная им организация была утверждена папой Павлом III как монашеский орден, ставший главным орудием католической Контрреформации. Главное обязательство, которое брали на себя иезуиты, заключалось в том, чтобы беззаветно повиноваться всему, что прикажут нынешний и будущие папы. Их основным лозунгом было: цель оправдывает средства. Орден отличался четкой иерархической структурой: непосредственно папе подчинялись только руководители ордена, а все остальные его члены имели дело со своими начальниками, каждый из которых занимал определенную ступень в орденской иерархической лестнице. Лойола требовал от каждого смотреть на старшего как на самого Христа.
     Направления деятельности ордена были различны. Иезуиты должны были стать пламенными и красноречивыми проповедниками пропагандистами, способными опровергать протестантских и иных еретиков во время теоретических диспутов. Таких людей необходимо было готовить. Орден иезуитов поставил задачу овладеть школьным делом так, чтобы использовать его для воспитания подрастающего поколения в духе безраздельной преданности католической церкви.
     Другой важной задачей ордена была политическая деятельность: интриги при дворах королей и князей, шпионаж, выполнение деликатных дипломатических поручений по устранению неугодных политических деятелей. Иезуиты показали себя великими мастерами, прежде всего потому, что не были связаны никакими моральными нормами, что соответствовало не только тогдашней практике, но и теоретическим указаниям ордена. Лицемерие и безнравственность иезуитов вошли в поговорку.
     Большую поддержку иезуиты оказали папе в ходе Тридентского собора, который продолжался в течение 18 лет в условиях ожесточенной борьбы не только с протестантизмом, но и с соглашательским позициями внутри самого католицизма. Решения, принятые собором, подтверждали прежние догматические и культовые позиции католицизма. В то же время было признано, что для успешной борьбы с наступлением протестантизма недостаточно одних угроз и запретов, необходимо повысить общую грамотность и религиозную образованность духовенства за счет создания системы католического образования. Было принято решение об издании для малограмотной паствы катехизиса веры, т.е. краткого и сжатого изложения основ католической веры в виде вопросов и ответов.
     В условиях возникновения и укрепления в Европе централизованных абсолютистских монархий папство уже не могло претендовать на значение политического центра, оно вынуждено было переориентироваться и отказаться от претензий на светское господство, оставив себе лишь роль духовного повелителя Вселенной. Для осуществления этой роли в 1543 г. было объявлено, что ни одна книга в дальнейшем не может быть опубликована без разрешения католической инквизиции. Вскоре стали появляться списки запрещенных церковью книг. Первый «Индекс запрещенных книг» был опубликован в 1559 г. Его выпуск сохранялся вплоть до 1948 г. В 1542 г. была учреждена новая, еще более ужасная форма инквизиции, направленная против протестантизма.
     На протяжении двух веков Западная Европа была охвачена огнем религиозных войн. В результате мер, предпринятых католической церковью, ей удалось предотвратить беспрепятственный натиск протестантизма, который победил в основном в Скандинавии, Северной Германии, Нидерландах и Швейцарии, на Британских островах и в Северной Америке. Оплотом католицизма остались Италия, Испания, Франция, Австрия и некоторые другие государства.
    Категория: Протестантизм | Добавил: Администратор (12.03.2013)
    Просмотров: 651 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Библия-онлайн
    Библия от JesusChrist.ru

    Песня о смирении

    Часы

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Кликни сюда