Баптистские общины возникли в начале XVII в. Основателями были англичане-конгрегационалисты, бежавшие в Голландию от преследований англиканской церкви. В 1611 г. новое учение было сформулировано в «Исповедании веры англичан, проживающих в Амстердаме в Голландии». В 1612 г. возникла первая баптистская община в Англии, в 1639 г. — в Северной Америке. С конца XVIII в. начинается широкое распространение баптизма, особенно в США. В 1905 г. был образован Всемирный союз баптистов, центр которого находится в США. В настоящее время организации баптизма действуют во многих странах Европы, Азии, Африки, Америки.
Идеи баптизма
Главный принцип баптизма - «Жить в мире, но быть не от мира сего», т.е. подчиняться земным законам, но сердце целиком отдавать Христу. Название конфессии происходит от греч. baptizo - «погружать в воду, крестить». Крещение рассматривается баптистами как акт сознательного обращения к вере, духовного возрождения. Кандидаты в члены общины допускаются к нему лишь после испытательного срока и покаяния на молитвенном собрании. Только принявшие водное крещение считаются полноправными членами общины. Крещение и хлебопреломление понимаются как обряды, символизирующие веру в духовное единение с Христом. Для баптизма характерна проповедь неизбежной греховности мира, лежащего за границами общины, строгое соблюдение нравственных норм (отказ от употребления алкоголя, сквернословия, взаимная поддержка и скромность). Центром организации является община, представляющая собой сплоченный коллектив, проявляющий заботу и оказывающий помощь своим членам. Этим объясняется популярность баптизма.
Проповеди баптистов
Особое значение баптисты придают проповеди своей веры, вести которую обязан каждый. У них есть свои праздники — Праздник жатвы и День единства. Существует несколько направлений баптизма. Основными являются «общие» — признающие участие воли человека в спасении, которого может достичь любой человек, уверовавший в Христа, и «частные», следующие кальвинистскому учению о предопределении. Во второй половине XIX в. баптизм распространяется и в Российской империи. В 1870-х гг. в Петербурге появляется близкое к баптизму течение евангельских христиан. В 1905 г. были созданы Союз баптистов и Союз евангелистов. После революции они активизировали свою деятельность, но в связи с переменой отношения к религиозным организациям в 1930-е гг. большинство общин было закрыто. Во время Великой Отечественной войны запретительные меры были ослаблены, и в 1944 г. был создан Союз Евангельских христиан-баптистов СССР, к которому в 1945 г. присоединились пятидесятники. С конца 1980-х гг. начинается выход пятидесятников и формирование ими своих собственных объединений.