XIII. Другие проблемы и вопросы
А. «Соединенные» совместным участием в Вечере Господней — 1 Кор. 10:16-17.
Эти стихи сложны для понимания, но они не несут в себе
смысла, диаметрально противоположного тому, о чем учит Священное Писание
в других местах.
Многие считают, что эти стихи означают, что когда люди
приобщаются в ходе Вечери Господней, они делаются членами Тела Христова,
даже если они и не крестилась погружением в воду. Стих 17 ("Мы многие
одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба») якобы демонстрирует
это. Чтобы удостовериться в ошибочности такого толкования, остановимся
на следующих моментах.
1) Символы нельзя отрывать от того, что делает возможным
причащение! Проиллюстрируем это следующим примером. Лоуренс Аравийский
привез с собою на Парижскую мирную конференцию нескольких местных
вождей. Сынов пустыни удивило многое, но больше всего то, что в номерах
отеля, где они остановились, через водопровод поступает вода. Они знали о
нехватке воды и о ее ценности; а тут достаточно лишь повернуть кран, и
она потечет бесплатно и в любом количестве. Когда они собирались Уезжать
из Парижа, Лоуренс увидел, что они пытались открутить краны, чтобы в
родной пустыне у них была вода. Он попытался объяснить им, что вода в
кран поступает из огромных резервуаров и что без них краны бесполезны.
Но арабы настаивали на своем. Они были уверены, что с помощью этих
магических инструментов они получат неиссякаемый источник воды. Точно
так же, невозможно реалистически подходить к Вечере Господней. А если
это так, то причащение хлебом — лишь в силу эффективной причинной
связи — не сделает человека частью Тела Христова. Краны могли
действовать лишь будучи присоединенными к водопроводу. Символы нельзя
отрывать от того, что делает возможным реальное причащение.
2) Может быть проведена служба причащения, хотя настоящего
причащения и не получится. Один молодой человек написал Джорджу Марку
Эллиоту из сельской тюрьмы: «Здесь в тюрьме так одиноко, и в мои годы
парень может думать о многом... В течение трех лет каждое воскресенье я
ходил в церковь и просто сидел там... Я обычно сидел и думал о том, что
не имело никакого отношения к церкви.» Это прекрасный пример нарушения
повеления Христова молиться «в духе». Что делал брат «X» в прошлое
воскресенье? Он положил в рот кусок пресного хлеба, пожевал его и
проглотил. Он выпил также немного виноградного сока. Но причащения Телом
и Кровью Христа не получилось; у «X» не было настоящего общения с
братьями. Он не молился духом и истиной. Точно так же, как могут
приноситься в жертву животные, не являющиеся жертвами за грехи (Ос.
8:13), так может существовать и служба причастия, не являющаяся
настоящим причастием.
3) Библейское целое не может быть составлено наспех из
частей, имеющих антибиблейскую суть. Даже если вокруг стола причащения
соберутся представители различных конфессий, участвующих во Всемирном
Совете Церквей, и причастятся одним и тем же хлебом, это не будет
христианским единством. Вечеря Господня — не талисман, который по
мановению волшебной палрчки делится в силу необходимости Божественным
откровением. Несмотря на доклад «Комиссии по дополнительному изучению
учеников Христовых», в котором утверждается, что между неверующими и
верующими «в братстве» должен существовать «дух взаимопонимания,
уважения и братской веры... исключительно ценная общность» — если
неверующий и верующий вместе преломляют хлеб за одним столом, это не
приводит к единению в библейском смысле. Из-за наличия различных
фракций, группировок, разногласий в Коринфе, коринфяне не смогли как
подобает вкушать Вечерю Господню (1 Кор. 11:20). Могут ли различные
фракции Всемирного Совета вкушать как положено Вечерю Господню, если
коринфские фракции не смогли этого сделать?
Соответствующее толкование 1 Кор. 10:16-17 показывает, что
вышеуказанное использование этого отрывка полностью не соответствует
тому, о чем он должен учить. В Коринфе «один хлеб» (одна облатка),
видимо, передавалась из рук в руки, и каждый отламывал кусок и вкушал. И
тот факт, что он приобщался к Вечере Господней, указывал миру, что он
претендовал стать частью Тела Христова. В этом контексте Павел говорит о
том, что люди думают о вас в зависимости от того, куда вы идете, и
того, что вы делаете. Павел говорит, что христиане не могут идти в
языческий храм, потому что их примут за идолопоклонников. И он
иллюстрирует это примером, показывающим, что когда христиане
встречались, чтобы отметить Вечерю Господню, тех, кто приобщался к
символам, считали почитателями Христа. Мы причащаемся с Христом; но если
правильно соблюдать причастие, в Вечере Господней заложено отношение и
между причащающимся. Когда, следуя предписаниям Библии, мы принимаем
искупительную жертву, принесенную Христом, мы должны принять Его план
относительно Церкви с законами о ее признании, деятельности, организации
и прекращении функционирования. Преломляя хлеб, мы возобновляем
проявление нашей преданности Христу с Новым Заветом, основанным на Его
Крови. И Кэмпбелл был прав, когда говорил, что, передавая символы
следующему причащающемуся, мы неизбежно устанавливаем с ним
соответствующие взаимоотношения. (Но мы не можем установить то, чего
ранее никогда не существовало).41
Б. Кто может участвовать в Вечере Господней?
Мы точно знаем, что когда наш Господь устанавливал Вечерю
Господню, Он предназначал ее лишь для Своих учеников. Иуда ушел звать
солдат еще до того, как началась Вечеря.
Когда Вечеря отмечалась ранней Церковью, никто не думал
включать в службу кого-то еще помимо христиан (Деян. 2:42-43; 1 Кор
1-1-2 со с 11:23-26).
Вопрос поэтому состоит не в том, кто должен участвовать в
Вечере Господней, ибо все согласны с тем, что это прерогатива лишь
христиан. (Разумеется, тот, кто не считает Христа Спасителем, не должен
участвовать в Вечере, да такой человек и не может испытывать желания
участвовать в ней). Лучше поставить вопрос таким образом: Кто является
христианином? Может ли человек, не погружавшийся в воду, быть
христианином? Находится ли он в Царстве Божием? Если правы те
комментаторы (а они составляют огромное большинство), которые считают,
что Иисус имел в виду в Ин. 3:5 христианское крещение, и если
христианское крещение включает в себя погружение (похороны, окунание),
то, следовательно, не погрузившиеся в воду люди не могут находиться в
Царстве. (Это сказано со всей добротой. И одновременно с сожалением.
Однако необходимо неукоснительно следовать Писанию. Иисус изложил ясные
условия вхождения в Царство Божие, и мы не смеем их изменять. Мы должны
возвестить о них миру). Итак, если не погружавшиеся в воду люди не
находятся в Царстве, то вывод очевиден: они не подлежат участию в Вечере
Господней. Если погружение предписано Писанием, а христианское крещение
является условием прощения, то все непогружавшиеся люди находятся во
грехах, несмотря на то, что они пытаются служить Иисусу. (При этом мы
должны руководствоваться лишь Словом Божиим. Тем, о ком мы ведем речь,
необходимо «более точно учиться Слову Господню». Это должно делаться со
всей добротой и любовью, но при сохранении абсолютной верности
Священному Писанию). И если вышесказанное соответствует
действительности, то когда не погружавшиеся в воду люди раз в квартал
встречаются за трапезным столом в рамках «Всемирного воскресного
причастия», то можно сказать, что у них имеется лишь желание пообщаться.
Разумеется, они преломляют хлеб и приобщаются к чаше; но можно ли
считать это причащение истинным? (Не напоминает ли это ситуацию, когда
человек, не покаявшийся в грехах, погружен в воду? Мы не можем сказать,
что он «крещен», во всяком случае в библейском смысле этого слова).
На этом этапе нам следует проявлять осторожность, высмеивая
католиков. Часто говорят: «Католики непоследовательны. Они ходят на
мессу (Вечерю Господню), а затем возвращаются и совершают те же грехи.
Не могу понять это». А мы разве поступаем по-иному? Может ли участвовать
в Вечере человек, не стремящийся жить христианской жизнью?
Кто решает, кому участвовать в Вечере? Святой Дух учит, что
Вечеря — Господня. Она не моя. И не кого-то еще, а Господня. Если кто-то
считает себя приглашенным гостем, не мне говорить ему: «Да» или «Нет».
Этот вопрос должен быть решен между ним и его Хозяином (Христом). Но
поскольку Хозяин не присутствует лично, а говорил об этом в Своем Слове,
то предполагаемому гостю следует изучить Слово и решить вопрос о праве
присутствовать в свете того, что об этом написано. Павел учил этому,
говоря: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть есть от
хлеба сего и пьет из чаши сей» (1 Кор. 11:28).
В. Самоиспытание
«Да испытывает [в KJV: «осматривает»] же себя человек, и таким образом пусть есть от хлеба сего и пьет из чаши сей» (1 Кор. 11:28).
Когда молодой человек отправляется к своей возлюбленной, он
осматривает себя, чтобы удостовериться, что он соответственно одет,
причесан, лицо и руки его вымыты — словом, он удостоверяется в том, что
он выглядит соответствующим образом. Это общепринятое правило. Такое
поведение необходимо для достижения лучших результатов. Когда человека
приглашают на обед или на свадьбу, он бреется, следит за тем, чтобы его
одежда была проутюжена и безукоризненно чиста, а ботинки начищены. Он
старается выглядеть безукоризненно.
Если такая забота о своем внешнем виде необходима в мирских
делах, то тем более такое самоиспытание необходимо в духовных вопросах —
не столько осмотр своей внешности, сколько осмотр духовного состояния.
Только с помощью такого самоиспытания мы можем избежать
«недостойного» (1 Кор. 11:27) участия. Причащающийся не должен
приближаться к столу Господню, проявляя небрежность. Он должен
сосредоточиться не на мыслях о бизнесе, общественных делах, планируемых
поездках, всякого рода удовольствиях, а на том, что имеет прямое
отношение к смерти Спасителя. Мы должны прийти, испытывая себя (понимая
свою греховность), мы должны прийти, покаявшись; мы должны прийти с
заявлением о своей преданности Христу.
Г. Кто может выступать в роли председателя и служить за трапезным столом?
Любой христианин может председательствовать за столом или
раздавать символы. Единственным подробным примером, данным нам в
Писании, является случай, когда Сам Господь проводил Вечерю и служил за
столом. (Даже слово «мы»42 из 1 Кор. 10:16 не
ограничивает этого права давать благословение лишь апостолами или их
преемниками — так учит одна группа). Для ограничения этой привилегии
лишь кругом пресвитеров и дьяконов нет библейских оснований.
Д. Является ли причащение средством обретения благодати?
Как относиться к мнению о том, что Вечеря Господня имеет определенное отношение к прощению христианских грехов?
Многие теологи считают, что причащение — это всего-навсего
средство поминовения жертвы, принесенной Христом за наши грехи.
Другие полагают, что крещение освобождает человека от грехов,
которые он совершил до крещения, и Вечеря Господня — место, где Кровь
Христа прощает грехи христиан, совершенных за предшествующую неделю. При
этом ссылаются на следующие отрывки: 1 Кор. 10:16: «Не есть ли
приобщение к Крови Христовой?»; Ин. 6:53, где еда Плоти и питье Крови
Христовой гарантирует духовную жизнь; Мтф. 26:28, где Иисус разъясняет
значение чаши словами: «Сие есть Кровь Моя нового завета, за многих
изливаемая во оставление грехов».
Автор данной книги склоняется к мысли, что 1 Кор. 10:16 можно
понимать лишь как признание того, что участие в причащении (подвергнув
себя предварительно соответствующему самоиспытанию) имеет отношение к
прощению грехов. Это не значит, что в хлебе и чаше есть нечто такое, что
магически устраняет грех, как нет этого и в воде обряда крещения,
омывающей грехи. Но поскольку крещение — условие, при котором Бог
прощает грехи кающемуся верующему, то и причащение можно рассматривать
как условие, при котором Бог прощает грехи кающегося христианина.
Следует также заметить, что если иметь такой склад ума, как у
законников, (если считать, что Вечеря Господня — это средство
благодати), то легко скатиться к практике соборования (когда причащают
умирающего, иначе он войдет в вечность с непрощенным грехом). Здоровая
концепция спасения благодатью, а не безгрешным совершенством обезопасит
от подобной ошибки.
Поскольку можно продемонстрировать, что Вечеря Господня — это воззвание и поминовение, а также условие прощения греха, в своей практической деятельности автор данной книги тщательно делится каждой
мыслью во время проповеди и обучения, иначе получится, что он
содействует усложнению тех самых проблем, о которых он жаловался во
вступительном разделе дополнительного исследования.
Заключение: насколько важна Вечеря Господня?
Ввиду того, что этот обряд представляет собой напоминанние о
страданиях и смерти на кресте нашего Спасителя, представляется
возможным, что этот вопрос может быть решен путем определения важности
смерти Христа в искупительном плане. Насколько важно было Иисусу
умереть? Именно Своей смертью Он привлекает к Себе людей (Ин. 12:32-33).
Именно Его смертью достигается примирение (Рим. 5:10). Смерть Христа
была главной темой беседы одной из самых важных встреч, которая
когда-либо проходила во вселенной (Лк. 9:30-31).
В связи с местом, занимаемым смертью Иисуса, какое место в
божественном почитании должно занимать поминовение Его Смерти? По логике
вещей оно должно занимать первое место. И именно на это место ставит
его Слово Божие. Согласно Деян. 20:7, Церковь проводила встречу для
преломления хлеба. Они не собрались для того, чтобы главным образом
помолиться, хотя молитва — дело важное, и мы не сомневаемся, что они
молились; не для того, чтобы прежде всего петь, хотя пение важно, и они,
видимо, пели; не для приношений, хотя это было важно, и можно было не
сомневаться, что они воздавали приношения; и даже не для того, чтобы
послушать проповедь Павла, хотя Павел был великим проповедником и
выступал с проповедью. Все это не было основной целью собрания. Ею
оказалось преломление хлеба, то есть соблюдение Вечери Господней.
Не каждый из присутствовавших мог петь; не каждый мог внятно
Молиться; не каждый мог проповедовать. Но все могли почтительно, с
Молитвою, глубокомысленно «преломлять хлеб» и тем самым укреплять себя
духовно, «смерть Господню возвещать доколе Он придет» и способствовать
жизни Церкви Христовой, знакомя сбившийся с пути истины мир c ее
пламенным посланием любви.
______________
1. Некоторые из приведенных ниже материалов взяты в сокращенном
виде из статьи о Вечере Господней в Thе International Standard Bible
Encyclopedia (Grand Rapids; Eerdmans, 1949), Vol. III, p. 1921 ff.
2. Выражение «Трапеза Господня» возникло потому, что в Коринфе
существовало возвышение, на которое клали хлеб и чащу во время службы,
пока не наступало время празднования Вечери Господней.
3. Gasparri, Peter Cardinal, Catholic Faith Based on the
Catholic Catechism (Washington: Catholic University of America Press,
1938), p.192.
4. Там же., с. 164.
5. Там же., с. 166.
6. Там же,с.170.
7. Westminster Shorter Catechism, Question 92, in The Creeds of
Christendom, by Philip Schaff (Grand Rapids: Baker Book , House, 1966),
Vol. III, p.696.
8. Имена некоторых критиков и названия их произведений даны в
статье «Вечеря Господня» в Schaff-Herzog Encyclopedia of Religios
Knowledge (Grand Rapids: Baker Book House, 1956), Vol. 7, p.24.
9. ISBE, ук. соч., с. 1925.
10. Геродот, I.193; II.86. См. также Иосиф Флавий, «Иудейские древности», II.5.2.
11. Michna, Terumoth, XI.
12. Пасхальное вино разбавлялось водою — 2 Макк. 15:39; Мишна,
Пасхальные празднества, VII.13; Х.2,4,7. Во втором веке в церкви
существовал обычай смешивать во время причащения вино с водою. Юстин
Мученик, Апология, I.67.5. См. статью: Robert Н. Stein «Wine-drinking in
the New Testament», Christianity Today, XIX.19. p.923 (June 20, 1975).
13. «Греческое слово "ойнос" (вино) обозначает также
перебродивший виноградный сок, если не добавлено слово "новое"... Новое
вино, —это муст, виноградное сусло (сок, который спонтанно вытекает еще
до того, как виноград начинают давить, или который только что получен из
винограда) становящийся вином лишь при брожении.» См. статью о «вине» в
Westminster Dictionary of the Bible (Philadelfia: Wesminster Press,
1944), p.641.
14. Иосиф Флавий, там же. Иосиф Флавий пишет о соке, только что выжатом в чашу фараона.
15. ISBE, ук. соч., с. 1925.
16. Юстин Мученик, Апология, I.67.
17. C.J.Sharp, The Communion (Cincinnati: Standard Publishing Co., 1930), p.63.
18. John Calvin, Institutes of the Christian Religion
(Philadelphia: Westminster Press, 1967), Vol 2, Book 4, chapter 17,
section 46, page 1424.
19. Цитировано V.E. Howard, What is the Church of Christ? (Greenville, Texas: published by the author, 1956), p. 198.
20. См. предыдущую ссылку.
21. Ignatius, Philadelphians IV.1; Smyrna VII.1; VIII.2.
22. Justin Martyr, Apology, I.66. Dialogue with Tryphy, ХII.70.
23. Irenaeus, Against Heretics, IV.18.5.
24. 1SВЕ, там же.
25. Относительно деталей см. Schaff-Herzog Encyclopedia, op.
cit, p. 31. В основном восточная Церковь разделяла символическо-духовную
доктрину Вечери Господней, согласно которой превращение (по-гречески
«метапойесис») указывает на то, что человек, постоянно причащающийся
хлебом и чашей, может рассчитывать на воскресшее тело, подобное тому,
которое имеет сейчас Христос. Западная Церковь начала с того, что
разделяла символически-духовное учение, затем Амвросий перевел Церковь
на позиции пресуществления (по-гречески «метоусиосис»), Августин
замедлил движение в этом направлении, но к IX веку западная Церковь уже
восприняла пресуществление и в свою очередь повлияла на восточную
Церковь, так что и она в XIII веке перешла на позиции пресуществления.
26. Schaff-Herzog Encyclopedia, op. cit, p. 32 и далее.
27. Augustine, «Homilies on the Gospel of John» in Nicene and
Post Nicene Fathers (Grand Rapids: Eerdmans, 1956), First Series, Vol.
7, Tractate XXVI, page 173. См. также Augustine, City of God, X6; XX.10.
28. Philip Schaff, History of the Christian Church (Grand Rapids, Eerdmans, 1968), Vol. III, p. 498.
29. Radbertus, De corpore et sanguine Domini, in J.P.Migne, Patrology (Latin Series), Vol. CXX1, p. 125 ff.
30. Четырьмя основными противниками Беренгария,
сформулировавшими учение в том виде, в каком оно существует поныне, были
Гуго, Дюран, Ланфранк и Гитмунд. Об их вкладе в спор можно прочитать в
итоговой статье «Пресуществление» в Schaff-Herzog Encyclopedia of
Religious Knowledge (Grand Rapids: Baker, 1956), Vol. 12, p. 495.
31. Loraine Boettner, Roman Catholicism (Philadelphia: Presbyterian and Reformed Publishing Co., 1962), p. 187.
32. Boettner, ук. соч., с. 175 и далее приводит дополнительные аргументы против учения о пресуществлении.
33. Алгер Льежский (ум.1132 г.) прямо провозглашает эту доктрину
о различии между внешними факторами и сутью в своем: De sacramentis
corporis et sanguinis Dominici, in Migne's Patrology (Latin Series),
Vol. CLXXX. p. 743ff.
34. Кардинал Гаспарри, ук. соч., с.215 и далее.
35. ISBE, ук. соч., c. 1926.
36. Там же.
37. Хлеб и вино остаются хлебом и вином, хотя после посвящения
реальная Плоть и Кровь Христова сосуществуют в естественных элементах и с
ними, подобно тому, как раскаленная железная болванка остается
болванкой, хотя с ней и в ней сосуществует новый элемент — теплота. Эту
иллюстрацию использовал сам Лютер в письме Генриху VIII. (См. статью
«Сосуществление» в «Энциклопедии» Шаффа-Херцога).
38. ISВЕ, там же.
39. ISBE, ук. соч., с.1929.
40. Alexander Campbell, Millennial Harbinger, Extra N 2, Dec.
1830, p; 68 of an article titled «The Breaking of the Loaf». Printed and
published by the Editor, at Bethany, Virginia.
41. Вышеприведенные материалы раздела "А" взяты в сокращенном
виде из: George Mark Elliot, «United Around the Lord's Table», Christian
Standard, XCIII. 14, p. 209 (April 6, 1957).
42. В Русском Синодальном переводе слово «мы» лишь подразумевается — Прим. перев.
Источник: http://www.bibleapologet.narod.ru/statii/reese/supper.htm |