Четверг
21.11.2024
21:39
Приветствую Вас Гость
RSS
«Свидетели Иеговы и другие религии, Библия и наша жизнь…»
(сайт о Библии, религии Свидетелей Иеговы и не только)

Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Поиск

Меню сайта

Категории раздела
Первая часть: размышления от Бытия до Малахии [7]
Вторая часть: размышления от Матфея до Откровения. [15]
Статьи по исследованию текстов Библии [11]

Сайты друзей
  • Углубленное исследование Библии
  • Библейские исследования от Суханицкого Станислава

  • Форма входа

    Главная » Статьи » Исследуем Библию » Статьи по исследованию текстов Библии

    Христианский взгляд на дар речи.


     Как чудесно, что наш Создатель наделил нас, людей, таким даром как речь. Благодаря этому мы можем, среди прочего, развивать и поддерживать дружбу с теми, кто имеет с нами что-то общее во взглядах и стремлениях. Речь делает возможным обмен мыслями и, таким образом, мы больше узнаём друг о друге, а также делимся друг с другом тем, что узнаем лично в нашей жизни. Животных Бог тоже наделил способностью общаться, дал им дар речи. Но речь всех других земных творений не сравнить с речью человека. У человека этот дар более превосходный, потому что и сам человек «создан по образу и подобию Бога» (Бытие 1:26).

    После того, как первая человеческая пара согрешила, речь начала претерпевать изменения. Совершенная речь стала превращаться в несовершенную. Ведь люди стали грешниками. Мы не знаем, как это происходило с самого начала. Очевидно только одно – сразу все люди говорили на одном языке и понимали друг друга. После всемирного Потопа люди сговорились сделать отвратительное для Бога дело и тогда произошли особые изменения в речи этих людей. Господь решил расстроить их планы интересным способом – Он смешал их языки так, чтобы один не понимал речи другого (Бытие 11:7). Так зародилось то, что мы сегодня называем иностранными языками.

    Поскольку тема данного повествования не просто о языке, а о христианском взгляде на речь, то после краткого вступления перейду непосредственно к теме.

    За века до прихода Христа на землю речь претерпевала много изменений даже внутри одного и того же языка. Грешные люди уже владели сквернословием, непристойными и неприличными выражениями. Поэтому Священное Писание не обходит этот вопрос стороной. В Новом Завете этому вопросу уделяется немало внимания. Посмотрим, что же там говорится:

     «А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. Также постыдное поведение и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение; ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» (Еф.5:3-5).

     (В Подстрочнике Винокурова есть объяснения: Номер Стронга: 167

    нечистота;

    перен. порочность или аморальность (о нечистоте похотливой, развратной, распутной или расточительной жизни);

    Номер Стронга: 2160

    смехотворство, шутовство, балагурство (веселая болтовня)).

     «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф.4:29).

     «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Матф.12:36-38).

     Также Иакова 3:1-12.

     По поводу выше перечисленных стихов из Нового Завета хотелось бы привести некоторые комментарии.

     Толковая Библия преемников Лопухина: 

    Комментарий к Эфесянам 5:3-5:

     4 -4 Блуд - наиболее распространенный в язычестве порок. - Не должны именоваться. Не только не должны существовать эти пороки, но и говорить-то о них христиане между собою не должны, чтобы не навести кого-либо из своих на дурные мысли. … Еще римский писатель Плавт подметил в Ефесянах склонность к непристойным шуткам, и потому Ап. вполне основательно на этом пороке останавливает внимание своих читателей.

    5 -6 Нужно принять во внимание и то обстоятельство, что эти пороки ведут к очень печальным последствиям: поддавшиеся им не получат царства небесного (см. 1Кор.VI:9, 10) [Иногда у нас высказывается такой взгляд, что многие пороки суть неизбежное следствие роста культуры и не должны быть вменяемы в вину тем, кто заражен ими. Ап., напротив, точно определяет все пороки, как греховное явление, каких не должно быть в христианском обществе, до каких бы ступеней культуры оно ни доходило. Иначе христиане, так легко относящиеся к существованию в их среде порочных людей, подпадают одинаковому с теми людьми осуждению]. - Христа и Бога.

     Комментарий к Ефесянам 4:29:

     Опять имеется в виду привычка язычников к "гнилым словам". Гнилое вносит порчу и вред туда, куда попадает, и гнилое или безнравственное выражение и тем более целая речь вносит развращение в среду христианского общества [Некоторые слишком расширяют понятие "гнилого слова" и полагают, что Ап. здесь воспрещает всякие бессодержательные речи, которые ведутся просто для провождения времени. Так Майер говорит: "для Апостола слова наших уст являются ясным отражением и обнаружением нашей внутренней, душевной, жизни. И такие бесполезные (гнилые) слова суть для него доказательство того, что "внутренний человек" говорящего болен, что он - не таков, каким должен бы быть, если бы он был исполнен божественной жизни... И такой взгляд совершенно правилен. Ибо кто своим сердцем находится в действительном общении с Богом, тот подчиняет все свои мысли, речи и поступки воле Божией... Тот же, кто чувствует удовольствие, слыша шутки всякого рода, показывает этим, что он пустой и поверхностный человек" (посл. к Ефес). Рассуждение Майера нельзя не признать слишком строгим и крайним. Ведь веселая шутка часто разгоняет дурное настроение человека и оживляет энергию к деятельности: достаточно указать на влияние шуток, какие допускали себе полководцы по отношению к солдатам во время тяжких военных переходов. Ведь дальше и Апостол говорит, что мы должны говорить то, что может содействовать назиданию или, точнее, созиданию человека, а современная педагогия утверждает, что характер воспитанника образуется не только путем постоянно серьезных наставлений и увещаний со стороны воспитателя, но также и прилично-веселою шуткою или веселым рассказом. Следов., Апостол не мог отвергать совершенно того, что может служить на истинную пользу человека: он только своим увещанием обращает наше внимание на то, что все наши речи и разговоры не должны заходить за пределы дозволенного христианской моралью]. - К назиданию в вере - по Тишендорфу: к созиданию или удовлетворению данной потребности или нужды (proV oicodomhn thV creiaV). - Благодать, т. е. и приятность, и духовное благословение, духовную пользу. 30 Дурными речами мы часто не стесняемся, потому что, как принято у нас выражаться, дурное слово на ветер молвится. Но Ап. говорит, что так легкомысленно относиться к гнилым словам нельзя: мы ими оскорбляем - точнее: огорчаем (mh lupeite) Святого Духа Божия, Который таинственно присутствует во всех наших собраниях (Мы - храм Св. Духа, 1Кор. VI:19).

     Комментарий к Матфея12:36-38:

     36 Связь речи понятна. Фарисеи говорили праздные слова, высказывая хулу на Духа Святого. Не только за такие праздные слова, но и вообще за всякое праздное слово люди должны будут дать отчет в день суда. Возвышенное и высоконравственное учение. Буквально стих следует перевести так: говорю же вам, что всякое слово праздное, которое говорят люди, воздадут о нем ответ в день суда. 37 Ближайший смысл этого выражения тот, что человек оправдывается или осуждается своими словами на обыкновенном человеческом суде. Но эта мысль возводится в принцип, и говорится вообще о том, что слова человека оправдывают или обвиняют его. Под судом и оправданием здесь разумеются обвинение или оправдание преимущественно на страшном суде.

     Комментарий к Иакова 3:1-12:

     Апостол здесь употребляет два образных сравнения, чрезвычайно метко выражающих ту мысль (высказанную апостолом во второй половине ст. 2-го), что обуздывающий язык свой может обуздать и все свое тело, все свое существо. "Упомянутая возможность подтверждается двумя примерами... Посмотри: мы налагаем узду на коней, и корабли небольшим рулем, как и коней небольшою уздою, направляем, куда хотим. Так и язык должен управляться здравым разумом, хотя он бывает миром (kosmoV) неправды, в употреблении черни.

    Продолжается изображение в сильных образных выражениях гибельных действий необузданности языка. Вред и разрушительное вообще действие грехов языка уподобляется огромному пожару, начинающемуся от малой искры. Характер или природа этого пожара обозначен гиперболическим выражением "o kosmoV thV adikiaV, мир неправды" (не точны здесь слав. и русск. переводы: "лепота" или "прикраса" неправды), т. е. неправда, ложь и зло всякого рода, проистекающие oт злоупотребления человека даром слова. Грехи языка, как органа выдающегося среди других членов тела, оскверняют, заражают все тело, весь духовно-телесный организм человека, все его стремления, намерения и действия. Пожар зла и гибели, зажигаемый необузданностью языка, воспламеняет, опаляет и сожигает огнем страстей весь круг жизни человеческой ("колесо бытия, рождения", ton trocon thV genesewV), будучи в свою очередь не более, как орудием огня геенского и диавола. 7 -8 Зло необузданности языка, стоящей в зависимости от воздействия вышеземной, демонической силы, является трудно устранимым для настоящих, естественных сил человека. При самом творении человек получил от Бога благословение владеть всем живущим на земле (Быт 1:26-28; см. 9:2) и в силу этого повеления Божия он и теперь господствует над всеми видами животного царства. Но такова сила греха и зла, что он является как бы неукротимым зверем, изрыгающим, подобно ядовитой змее, смертоносный яд (ср. Пс СХХXIХ:4). Впрочем, художественно и сильно изображая неописуемый вред злоупотребления даром слова, Апостол Иаков, конечно, считает возможною не только борьбу, но и победу человека над этим злом, но лишь при содействии благодати Божией. "Если человек укрощает зверей, отличных от него по природе, то тем более может он укротить собственный член. " Это должно читать не в утвердительной, но в вопросительной форме; именно так: если человек укрощает и делает ручными неукротимых зверей, то ужели не укротит он собственного языка? Так должно читать это. Ибо, если читать это в утвердительной форме, то несправедливо было бы давать потом следующее наставление; не должно, братия мои, сему так быть" (ст. 10)

    Желая тверже запечатлеть в умах читателей высказанную (ст. 10) мысль о неестественности употребления языка для проклятия, между тем как он предназначен для благословения, св. Апостол здесь, ст. 11-12, на примерах - источников, изводящих лишь одного рода воду (горькую, сладкую, соленую) и разных плодовых деревьев - смоковницы, маслины, виноградной лозы, неизменно дающих плоды по роду своему, показывает всю ненормальность, всю, так сказать, противоестественность упомянутого действования языком. Таким образом, человек, проклинавший ближнего своего, созданного по образу Божию, не может искренно и богоугодно прославлять Бога; его прославление Бога может быть лишь неистинным, показным, фарисейским.

     Справочник Г. Геллея:

     Сила языка. Язык является основным членом, который выражает нашу личность. Он обычно вызывает ту или иную реакцию в людях. Низкие, подлые слова, разрушили множество семейных очагов, разделили много церквей, ввергли бесчисленные миллионы в отчаяние, страдание и гибель. Несмотря на это, мы знаем многих религиозных людей, которые не прилагают никаких усилий для того, чтобы обуздывать свой язык.

     Комментарий Баркли к Новому Завету:

     Нет в мире человека, который бы не согрешал в чем-нибудь. При этом Иаков употребляет глагол со значением поскользнуться. "Жизнь, - сказал некто, - усеяна картофельными очистками". Ведь люди часто грешат не преднамеренно, а потому что поскользнулись в жизни, забыв об осторожности. Эта мысль о всеобщем характере греха проходит красной нитью через всю Библию. "Нет праведного ни одного", - цитирует Павел. "Потому что все согрешили и лишены славы Божией" (Рим. 3,10.23). "Если говорим, что не имеем греха, - говорит Иоанн, - обманываем самих себя, и истины нет в нас" (1 Иоан. 1,8). "Нет человека праведного на земле, который бы делал добро и не грешил бы" (Екк. 7,20). Человеку нечем гордиться, потому что нет на земле такого, на котором не было бы пятна, которого он должен стыдиться. И древние языческие авторы были тоже убеждены в греховности человека. "Человеку свойственно грешить как в частной, так и общественной жизни", - сказал Фукидид. "Мы грешим все, - сказал Сенека, - одни тяжелее, другие легче". 2. Проще всего согрешить языком. Такой грех может иметь самые серьезные последствия. И эта мысль получила широкое отражение в иудейском мировоззрении. Иисус предупреждал людей, что они должны будут дать отчет за каждое произнесенное ими слово. "От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься" (Мат. 12,36.37). "Кроткий ответ отвращает гнев; а оскорбительное слово возбуждает ярость... Кроткий язык - древо жизни, но необузданный - сокрушение духа" (Прит. 15,1-4).
    МАЛ, НО МНОГО ДЕЛАЕТ (Иак. 3,3-5а) Могут возразить Иакову, что язык довольно мал, чтобы так много говорить о нем и придавать ему такое большое значение. Чтобы опровергнуть такой аргумент, Иаков приводит два примера: 1. Мы вкладываем лошадям в рот удила, потому что мы знаем: так мы сможем управлять всей лошадью. Иаков хочет этим сказать, что если мы научимся контролировать свой язык, мы сможем управлять всем своим телом, но стоит потерять контроль над языком - вся жизнь пойдет в неправильном направлении. 2. Руль невелик по сравнению с размерами судна, и, тем не менее, оказывая давление на этот небольшой руль, рулевой может изменить направление движения судна и привести его в безопасное место. Еще задолго до того эту же метафору использовал Аристотель в рассуждении о механике: "Руль невелик сам по себе, и он закреплен на самом конце судна, но этот небольшой руль обладает такой мощью, что усилием одного человека, и даже очень легким усилием, можно сдвинуть всю огромную массу судна". Язык тоже невелик, но он может направлять весь ход жизни человека. Филон Александрийский называл мозг возничим и рулевым жизни человека; жизнь человека в безопасности, если мозг контролирует каждое слово, а сам он направляется Христом. Иаков вовсе не говорит, что молчание лучше слов. Он ратует за контроль над языком. Один древний грек Аристипп оставил мудрое изречение: "Не тот человек победил наслаждение, который никогда не пользуется им, а тот, кто пользуется наслаждением так, как наездник, управляющий лошадью, или рулевой, направляющий судно, и направляет эти наслаждения так и туда, куда он хочет". Воздержание от чего-нибудь - это вовсе не полный контроль над ним и над собой. Иаков ратует не за трусливое молчание, а за мудрую речь.

    РАЗРУШИТЕЛЬНЫЙ ОГОНЬ (Иак. 3,5б.6)
    Язык может причинить такой же ущерб, как огонь. Картина лесного пожара часто встречается в Библии. Псалмопевец молит Бога о том, чтобы Он сделал порочных людей подобными пыли в вихре и соломе под ветром, чтобы Он бурею Своею уничтожил их, как огонь сжигает лес и пламя опаляет горы (Пс. 82,14.15). Исаия говорит: "Беззаконие, как огонь, разгорелось, пожирает терновник и колючий кустарник, и пылает в чащах леса" (Ис. 9,18). Пророк Захария это представляет как "жаровню с огнем между дровами и как горящий светильник среди снопов" (Зах. 12,6). Сравнение языка с огнем тоже было типично для иудеев. "Человек лукавый замышляет зло, и на устах его как бы огонь палящий" (Прит. 16,27). Вред, причиняемый языком, можно сравнивать с ущербом, причиняемым огнем вот почему: 1. Ему нипочем большие расстояния: язык может причинить вред на расстоянии. Случайно оброненное слово может совершенно неожиданно причинить кому-то боль и огорчение. У раввинов была такая поговорка: "Жизнь и смерть находятся в руках у языка". Рука убивает только на близком расстоянии, а язык называют стрелой, потому что он убивает и на большом расстоянии. О языке сказано: "Поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле" (Пс. 72,9). Вот в этом-то и заключается опасность языка. Удар человека можно отразить рукой, потому что нападающий должен быть рядом, но пущенное дурное слово или выдуманная история о человеке могут причинить ему непоправимый вред. 2. Развязанный язык не поддается контролю. В чрезвычайно сухом климате Палестины лесной пожар сразу нельзя было потушить; так и человек не может поправить вред, причиненный его языком. "Три вещи нельзя вернуть - пущенную стрелу, сказанное слово и упущенную возможность". Молву нельзя убить, пустую и злостную историю нельзя изгладить из памяти людей. Прежде чем заговорить человек должен вспомнить, что, как только слово будет произнесено, он уже не будет властвовать над ним, и помнить об этом, потому что ему в любом случае придется отвечать за него. 

    НЕ ПОДДАЮЩИЙСЯ УКРОЩЕНИЮ (Иак. 3,7.8)
    Идея о приручении животных для службы человеку часто встречается в древнеиудейской литературе. Мы встречаемся с ней уже в истории творения: Бог говорит людям: "владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле" (Быт. 1,28). Вероятно Иаков опирался именно на этот стих. Это же обещание было дано и Ною: "Да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они" (Быт. 9,2). Человеческая изобретательность позволила приручить самых разных животных, управлять ими и использовать их в своих целях, а вот приручить свой язык, говорит Иаков, ни один человек так и не смог.

    БЛАГОСЛОВЕНИЯ И ПРОКЛЯТИЯ (Иак. 3,9-12)
    Языком, говорит он, мы благословляем Бога: это особенно относилось к иудеям. Когда бы ни упоминалось имя Божие, иудей должен был сказать: "Благословен будь Он!" Набожный иудей должен был каждый день три раза повторять шимоне езре, знаменитые восемнадцать молитв, называвшиеся эвлоги, каждая из которых начинается словами "Благословен будь, Ты, о Бог". Бог для иудеев подлинно был евлогетос, Благословенный, Которого благословили всегда. И все же, те же самые уста и языки, которые часто и набожно благословляли Бога, в то же время проклинали своих соплеменников. Иакову это казалось противоестественным, таким же противоестественным, как если бы один поток нес сразу пресную и соленую воду или на одном дереве росли совершенно разные плоды. Но как бы противоестественно и печально это ни выглядело, к сожалению, оставалось типичным явлением. Ведь мог же Петр сказать: "хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя" (Мат. 26,35), и тот же самый язык Петра отрекся от Иисуса и клялся и божился (Мат. 26,69-75). Иоанн, сказавший: "Дети возлюбленные! будем любить друг друга" (1 Иоан. 4,7), хотел когда-то призвать огонь с неба, чтобы истребить самарянскую деревню (Лук. 9,51-56). Даже с языка учеников Христа иногда срывались недобрые слова. Английский писатель Джон Буньян говорил о Словоохотливом: "Он был святой на людях и дьявол дома". Многие люди говорят крайне вежливо с посторонними и даже проповедуют любовь и доброту, а дома, в своей семье проявляют раздражительность и нетерпимость. Всем известны также случаи, когда человек по праздникам говорит возвышенно - а по будням кричит на рабочих, в один день говорит напыщенно или благочестиво - а на другой день повторяет крайне сомнительные истории. Бывает также, что женщина говорит ласково и мягкосердечно среди братьев и сестер по вере, а потом выходит и своим злым языком приносит большой вред. Иаков считает, что всего этого не должно быть. Некоторые вещи в одно и то же время могут быть и лекарством и ядом; они приносят пользу человеку, если врач разумно дает их ему в нужное время и в правильной дозе, и вред, если их употреблять неразумно. Язык может и благословлять и проклинать; может ранить и утешать; он может произносить самые прекрасные и самые грязные вещи. Одна из самых трудных и самых обычных задач человека заключается в том, чтобы его язык не противоречил самому себе и произносил лишь такие слова, которые хочет слышать Бог.

     
    Какой вывод можно сделать из всего этого? Ни один христианин не может избежать греха своим языком. Но это не означает, что раз так, то нужно махнуть рукой на все это и не задумываться о том, что мы говорим и как. Так обычно поступают только те люди, которые вообще далеки от мыслей о Боге или не серьезно относятся к нему и его заповедям. Т.к. словам предшествуют мысли, то христиане, которые действительно желают подражать Христу, внимают словам из Филиппийцам 4:8:

    «Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте».

    Христиане стараются следить за своим языком и избегать сознательно той речи, которая неприлична и непристойна. Ведь одно дело если мы скажем такое слово или фразу неумышленно и готовы за это извиниться (когда сами заметили или нас исправили со стороны) и совсем другое если такая речь у нас уже в порядке вещей.

    А что же считать непристойным и неприличным в речи? Здесь может возникнуть разная точка зрения у разных людей. Например, можно ли назвать неприличными и непристойными жаргоны, арго, маты и т.д.? Все это не обычная литературная речь. Это искажение определенных слов для выражения ругани (мат) или для бесед в кругу своих товарищей (арго, жаргоны). Сейчас такая речь набирает силу все больше и больше среди новых поколений, хотя раньше она имела место часто в кругах уголовных или беспризорных (об этом повествуют различные справочники, которые можно поискать при желании в Интернете). Мы видим, как падает мораль, нравы и вместе с этим все больше в речь внедряются слова, которые еще несколько лет назад вызывали отрицательную реакцию у многих людей. Интернет и телевидение просто насыщены такой информацией. Иисус говорил, что «верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Луки 16:10). Если христианин в малом начнет отходить от приличной речи, то через некоторое время он начнет и во многом опускаться в своей речи. Не исключено, что как сегодня арго и жаргоны стали для многих «нормальной» речью, так через пару поколений мат будет считаться нормальной лексикой. И если кто-то заговорит на обычном литературном (как мы его сейчас понимаем) языке, то это будет восприниматься как безграмотность и высмеиваться. Уже есть защитники мата, утверждающие, что на самом деле это нормальная речь. Чистота языка утрачивает свою силу и влияние, а на смену ей приходит жаргон, арго, а потом придет и что-то хуже.

     Чем же не устраивает людей обычная красивая и культурная речь?

     Пусть каждый лично размышляет над этим и другими вопросами. Спорить по этому поводу для христиан не имеет, наверное, смысла. Ведь у каждого есть своя совесть и у христиан она должна быть чувствительной по отношению к Библии, а библейские нормы здесь уже были приведены. Можно только добавить еще одно – когда мы хотим сказать какую-то фразу или слово, то хорошо было бы спросить себя: а сказал бы это сам наш Господь Иисус Христос? И тогда совесть, обученная по Библии, сама даст нам ответ. В то время как в мире падает мораль и речь претерпевает изменения в худшую сторону, христиане должны быть особенно внимательны, чтобы изменяться в лучшую сторону «и не сообразовываться с веком сим, но преобразовываться обновлением ума своего, чтобы им познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим.12:2).

    Главное не забывать, что «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда», причем «каждый за себя даст отчет Богу» (Римлянам 14:12).

    Категория: Статьи по исследованию текстов Библии | Добавил: Администратор (23.11.2013)
    Просмотров: 963 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Библия-онлайн
    Библия от JesusChrist.ru

    Песня о смирении

    Часы

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Кликни сюда