Суббота
20.04.2024
17:41
Приветствую Вас Гость
RSS
«Свидетели Иеговы и другие религии, Библия и наша жизнь…»
(сайт о Библии, религии Свидетелей Иеговы и не только)

Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Поиск

Меню сайта

Категории раздела
Стихи [28]
Кулинария [13]
Досуг и увлечения [2]
Психология [6]
Интересное, любопытное, познавательное [5]
Юмор [3]

Сайты друзей
  • Углубленное исследование Библии
  • Библейские исследования от Суханицкого Станислава

  • Форма входа

    Главная » Статьи » Другое » Психология

    Теоретические вопросы психологической помощи


    Раздел: Практическая психология

    Теоретические вопросы психологической помощи

    Помощь другим людям по праву считается одной из важнейших человеческих ценностей и добродетелей. В цивилизованных обществах, отличающиеся высокой степенью разделения труда, существуют службы, специально направленные на оказание помощи нуждающимся. Врач, учитель, спасатель, социальный работник, социальный педагог, психолог – представители целого ряда специальностей, которые принято называть «помогающими». Для специалистов помогающих профессий помощь становится работой и помощь из разряда добродетелей переходит в категорию профессий. Специалист-профессионал, в отличие от любителя, осуществляет свою работу регулярно, вырабатывает стандарты качества; появляется необходимость в обучении таких специалистов, то есть, в передаче знаний другим специалистам.

    Но что же такое помощь? Толковый словарь трактует это понятие, как «участие в чьей-нибудь работе приносящее облегчение, содействие кому-либо, в чем-либо, поддержка...» Надо заметить, что помощь действительно является помощью только тогда, когда она кому-то требуется: есть какой-то конкретный человек, в ней нуждающийся. По всей видимости, перед этим человеком стоит какая-то задача, с которой он по каким-то причинам не справляется самостоятельно. Сложный вопрос, задача, требующая разрешения часто называется проблемой.

    Проблема всегда кому-то «принадлежит»: сама по себе задача не может ничего «требовать». Если мы говорим: «Существует проблема», то подразумеваем, что существует кто-то, у кого есть потребность разрешить ее. Поэтому, прежде чем решать проблему, имеет смысл понять, кому она принадлежит. Задача живет до тех пор, пока есть кто-то, желающий ее решить. Этот кто-то – ключевая фигура, «собственник», «владелец» проблемы. Как бы другие лица не старались, пока он не удовлетворит свою потребность, проблема для него останется неразрешенной. Поэтому, перед тем, как оказывать помощь, имеет смысл определить, кому принадлежит эта проблема.

    Зачем? Дело в том, что по-настоящему решить проблему может только ее истинный владелец – тот человек, чья потребность сейчас фрустрирована. Допустим, вам сейчас холодно. Это – ваша проблема в том смысле, что мне сейчас тепло и я не намерен ничего менять. Мне нет смысла греться вместо вас, да и сколько бы я этого не делал, я не решу за вас вашу проблему. Сколько бы я не пытался согреться, вам от этого теплее не будет. Напрашивается вывод: ключевая роль в решении проблемы всегда принадлежит ее собственнику. Именно ему предстоит выполнить ключевое действие, ведущее к удовлетворению его фрустрированной потребности.

    Приведу еще несколько примеров.

    Человек голоден, у него нет продуктов и он, к тому же, не умеет готовить. Предположим, к нему придет приятель, принесет все необходимое. Проблема решена? Конечно, нет, ведь он не знает, как этими продуктами воспользоваться. Предположим, ему приготовили ужин. Решена проблема? Не совсем: ведь он останется голодным до тех пор, пока не съест приготовленное.

    Человек болеет. Хочет выздороветь, но не знает, как лечиться и не имеет лекарств. Допустим, его осмотрит доктор, поставит диагноз, назначит лечение. Проблема решена? Еще нет: надо купить лекарства, а средства отсутствуют. Помогли добрые люди, дали необходимые медикаменты. Решена проблема? – Нет! Необходимы волевые усилия с его стороны, чтобы регулярно выполнять назначенные процедуры.

    Человек поссорился с близкими людьми. Не знает, как помириться. Обращается за помощью к психологу. Проходит конфликт-тренинг и получает представления о том, как можно достичь примирения. Проблема решена? Конечно, нет! Ему необходимо еще кое-что сделать, чтобы помириться.

    Из этих примеров видно: для того, чтобы проблема была решена, описанному выше человеку необходимо:

    во-первых, обладать некоторыми ресурсами, (которые он может добыть самостоятельно, либо у кого-нибудь попросить);

    во-вторых, знать, как решается задача (придумать решение самостоятельно или спросить).

    Третье звено решения – центральное. Это действия, ведущие к удовлетворению фрустрированной потребности. Хочу обратить внимание на то, что человека можно снабдить ресурсами и обучить алгоритму решения, но эти действия ему предстоит выполнить самому и только самому, поскольку другой за него не может ни наесться, ни вылечиться, ни помириться. Именно для этого и имеет смысл определить «собственника» проблемы.

    Мы помним, что проблема принадлежит тому, чья потребность фрустрирована. Представьте, что вас сильно огорчает поведение какого-то человека, когда вы замечаете, что он, допустим, много курит. Вы можете сказать, что он портит свое здоровье, а вы свое не портите и поэтому в данном случае проблема – его! Однако, это не совсем так. Проблема это задача, которую кто-то очень хочет решить. В данном случае этот кто-то – вы, а не он. Поэтому, это – ваша проблема. И как бы вы не хотели решить эту вашу проблему, он будет курить, пока не решит бросить. И вам не следует удивляться, и, тем более, сердиться на то, что он не спешит решать вместо вас вашу проблему. Поскольку проблема ваша, то вы либо смиритесь с ходом событий, либо попытаетесь каким-то образом повлиять на его решение. Хочу заметить, что если вы будете честны перед собой в этой ситуации, вам не следует считать, что вы оказываете этому человеку помощь. Это не помощь, а, скорее, воздействие на него с целью решения вами вашей же проблемы.

    Теперь представьте другую ситуацию. Человек много курит и очень хочет бросить. Вы – не курите и его курение вам не досаждает. То, что он хочет, но не может прекратить курение – его проблема, а не ваша и вы можете по этому поводу сочувствовать ему. Впрочем, вы можете попытаться помочь ему отказаться от курения. Однако при этом вам имеет смысл помнить, что вы не сможете вместо него решить эту проблему (не сможете бросить курить вместо него). В этом деле его роль – ключевая.

    Подводя итог сказанному выше, мы можем расценивать как помощь лишь действия по отношению к человеку, являющемуся «собственнику» проблемы. Если «собственником» проблемы являемся мы сами, то наши действия по отношению к человеку, чье поведение нас огорчает, точнее называть вмешательством.

    Для наглядности представим эту «классификацию» проблем в виде схемы.


    В соответствии с представлением, широко распространенным на уровне обыденного сознания, оказывать помощь – значит давать другому человеку что-то, в чем он нуждается. Как мы уже говорили, задача может не решаться по двум видам причин:

    - У решающего задачу нет алгоритма решения. Он не знает, как решать задачи такого типа или эту конкретную задачу. Возможно, алгоритм решения ему известен, но не хватает каких-либо ресурсов: времени, денег, оборудования, сил и т.д.

    - Присутствуют необходимые ресурсы, известен алгоритм, но обладатель проблемы ее в силу каких то причин не решает.

    Первый и самый распространенный вид помощи состоит в том, что помогающий передает нуждающемуся человеку какие-то ресурсы (например, материально-технические), алгоритмы решения какой-то задачи (например, передовые технологии) или выполняет какую-то работу вместо него.

    Второй вид помощи может состоять в содействии тому, чтобы человек воспользовался имеющимися у него знаниями и ресурсами, и довел свое дело до логического конца. Это – помощь в поддержке реализации его намерения.

    Для того, чтобы человек воспользовался имеющимися у него ресурсами, необходимо его желание. Даже утопающий может отвергнуть протянутую руку. Естественно, вероятность, что он воспользуется помощью выше в случае, если желание сильное и устойчивое. Как же узнать, нуждается ли человек в помощи?

    Бытует весьма распространенное мнение, что это очевидно. Если нас огорчает что-то в жизни и поведении какого-то человека, не нравится то, что и как он делает, мы можем решить, что он нуждается в помощи. Например, мы видим, что он разрушает свою жизнь наркотиками, или, что его несносный характер приводит к тому, что его постоянно увольняют с работы. «Пожалев» человека, мы решаем оказать на него влияние, и добиться, чтобы он отказался от потребления одурманивающих веществ и изменил свой дурной характер.

    Надо заметить, что самого человека его жизнь может вполне устраивать и тогда он воспримет наши действия вовсе не как помощь. Возможно, он и сам не доволен тем, как у него все складывается. Однако, столкнувшись с такой насильственной «заботой» о себе, он может принять ее за нападение и будет протестовать. Можно ли в таком случае оказать помощь насильно? Скорее всего, нет. Можно насильно вылечить зуб. Можно – вытащить из воды. Однако, мы не сможем помешать этому человеку снова сломать себе зуб и опять броситься в воду.

    Тем более, невозможно помочь человеку в том деле, которое он может сделать только сам. Нельзя, например, за него поесть, выспаться, помириться с кем-нибудь или чему-нибудь научиться. Только он сам может проделать некоторую работу, которая в итоге приведет к решению проблемы.

    Ситуации оказания помощи

    Один из самых простых и понятных признаков готовности человека решать проблему является его обращение с просьбой о помощи.

    Собственно, мы можем выделить две группы ситуаций оказания помощи. Помощь может оказываться по инициативе обратившегося, или по инициативе помогающего.

    Если человек обращается с просьбой, он тем самым, заявляет, о том, что у него существует проблема, и что он готов принять помощь и воспользоваться ею. Обычно, профессиональная помощь оказывается таким людям только на добровольной основе. Человек может обратиться к юристу, стоматологу, в службу социальной защиты, к психотерапевту или психологу и самим фактом своего обращения он заявляет, что имеет намерение принять помощь.

    Конечно, бывают ситуации, когда человек не обращается за помощью не потому, что ее не хочет, а потому, что не знает, что может на нее рассчитывать, или не знает где и как может ее получить. Для того, чтобы такой человек узнал о своем праве на получение помощи, его можно об этом информировать. Иными словами, помощь человеку вполне можно предлагать и если он захочет ею воспользоваться, то придет и скажет об этом. Если не придет, то это значит, что не захотел, или что захотел недостаточно сильно.

    Есть еще причина, по которой люди не обращаются за помощью: в культуре содержится конвенциальная норма: «Не проси!». Ее корни в убеждении, что получивший помощь становится должником помогающего и тот впоследствии может, в свою очередь, потребовать ответную услугу, которая будет неприемлема. Эта ситуация может разрешаться определением взаимных обязательств. Например, до оказания услуги должна быть установлена плата за нее. Или, если помощь бесплатная, об этом должно быть известно клиенту.

    Есть еще одна причина, мешающая некоторым людям обращаться за помощью: «Неудобно!» Если человек испытывает неловкость в обращении за помощью, то, возможно, он боится, что над ним будут смеяться, сочтут «слабаком». Возможно, он сам создал себе идеальный нереалистичный образ «сильного» человека и теперь ему пытается соответствовать.

    Предлагая помощь, следует это иметь в виду и быть предельно тактичным. Сама форма предложения не должна содержать в себе оскорбительных или снисходительных оттенков, чтобы не задевать обостренное самолюбие человека.

    Когда-то основоположник психоанализа З. Фрейд сказал, что на пациента действуют две противоположные силы: с одной стороны давление горя заставляет идти к аналитику, а с другой стороны есть множество сил, его туда не пускающих: «некогда», «дорого», «все равно не помогут» и т.д. Если «давление горя» недостаточно сильно, чтобы перевесить самолюбие и другие препятствия, помощь такому человеку все равно не впрок: не «созрел». Однако, если он откликнулся на предложение и обратился за помощью, преодолев некоторые неудобства и трудности, вероятность, что он действительно готов принять помощь и ею воспользоваться повышается.

    Обычно, службы социальной защиты и службы, оказывающие психологическую помощь, работают по принципу «запрос–отклик». Специалисты этих служб могут информировать о своих услугах и предлагать их, но они не станут их оказывать без проявления инициативы со стороны нуждающегося в их помощи.

    И все же, можно ли оказать помощь человеку помимо его желания? Если, к примеру, человек ведет себя таким образом, что это задевает основные неотъемлемые человеческие права других? Если окружающие понимают, что если так будет продолжаться, то его ждет скверная судьба? Не имеет ли смысла попытаться его изменить таким образом, чтобы и ему и окружающим стало лучше? Будет ли это помощью и можно ли в принципе ее оказать насильно?

    В древнем Риме некоторые богатые граждане выделяли специального человека (обычно из числа своих рабов), обязанностью которого было сопровождать детей на улице и присматривать за ними для их же блага. Эта должность называлась «педагог». В обществах, где образование по закону является обязательным, существуют специалисты, которым вменено в обязанность заботиться о детях. Таких специалистов тоже иногда называют педагогами, хотя чаще – учителями, если они занимаются обучением или воспитателями – если воспитанием. Не так давно появилась еще одна группа специалистов: социальные педагоги. Они призваны сформировать навыки просоциального поведения у лиц, которые в силу определенных причин не следуют социальным нормам. Необходимо заметить, что эти лица, в основной своей массе, не обращаются с просьбой о помощи. Эта работа обычно осуществляется по инициативе представителя заинтересованной организации, хотя и осуществляется на благо человека, подвергающегося «перевоспитательному» воздействию. По-видимому, эта ситуация тоже может считаться практикой оказания помощи.

    История педагогики дает основания утверждать, что такая помощь может быть вполне успешной и примером тому является деятельность А.С. Макаренко, известного отечественного специалиста по работе с девиантными подростками.

    Надо заметить, что такая работа чрезвычайно сложа и почти не поддается алгоритмизации: это скорее искусство, чем наука. Кроме того, по способам осуществления она принципиально отличается от оказания помощи по инициативе получателя. В нашем тренинге мы будем рассматривать способы оказания психологической помощи людям, обратившимся за ней по собственной инициативе.
    Две модели оказания помощи

    Мы увидели, что помогающий может либо снабжать нуждающегося человека какими-либо ресурсами, выполняя вместо него некоторую работу, либо облегчать его положение, вдохновляя его опираться на собственные ресурсы.

    В быту наиболее популярна первая модель. Здесь помогающий исходит из того, что человек, обратившийся за помощью – незрелый, беспомощный, неспособный или глупый. Ему может стать легче лишь в том случае, если кто-то, несомненно, более способный и умный ему даст что-то осязаемо-конкретное.

    В жизни каждого человека встречаются ситуации, связанные с необходимостью делать выбор, принимать важ­ные решения. Причем иногда от этих решений зависит то, как сложится дальнейшая жизнь. Иногда такие решения приходится принимать на фоне возникших неприятностей или даже кризисов. Иногда они связаны с поиском собственного пути в жизни, с личностным и профессиональным развитием.

    В соответствии с первой моделью помощи этот человек не справляется со своими проблемами потому, что не знает, как это делается. У него не хватает знаний и умений. Помогающий, соответственно, считается более компетентным в данном вопросе может оказать информационную поддержку. Эта помощь осуществляется прежде всего в форме готовых рецептов разрешения той или иной проблемы, добрых советов или попыток «успокоить», то есть уменьшить остроту не­приятных переживаний.

    Психолог считается специалистом в области поведения и может восприниматься людьми как носитель некоторого «тайного» знания, отсутствующего у других людей. В действительности это не совсем так. Дело в том, что переживаемые трудности, при всей внешней похожести, глубоко индивидуальны и не могут быть точной копией переживаний других людей. Знание о том, что 75% людей, использовавших в подобной ситуации некоторую стратегию, добились успеха, вряд ли может быть полезно человеку в принятии решения о том, как поступить именно ему и именно сейчас. По этой причине наиболее ценными для человека являются не чужие, а его собственные способы разрешения проблемы, причем такие способы, которые максимально подходят к ситуации и подкреплены личностны­ми возможностями.

    Помощь второго типа направлена не на передачу готового безличного знания, а на активизацию внутренних ресурсов того, кому она оказывается, чтобы тот сам справился со своими проблемами.

    Польский психолог Е. Мелибруда определил эту позицию так: «Я верю, что ты вполне можешь справиться со сво­ими жизненными проблемами. Верю, что никто тебе не сможет помочь лучше, чем ты сам. Каким бы ни было твое нынешнее состояние, как бы сильно ты ни страдал, ни мучился, ни переживал, как бы силь­но ни поколебалась твоя вера в себя, ты можешь, если захочешь, стать сильнее и сам пойти дальше, быстрее, успешнее. Я не хочу и не могу пройти этот путь вместо тебя. Если ты согласишься, я могу составить на не­которое время тебе компанию, потому что я хочу по­мочь тебе, но только в том, чтобы ты сам лучше по­могал себе. Когда-нибудь, возможно, мы поменяемся ролями».

    Эту модель оказания помощи в свое время предложил американский психолог К. Роджерс. Дальнейшая разработка этого подхода привела его к созданию нового направления в психотерапии, названного «терапией, центрированной на клиенте». К. Роджерс полагал, что главным в помо­щи другому является укрепление этого человека в его способностях самостоятельно разрешать свои проблемы. Помогающий вовсе не стремится ликвидировать трудности другого, не выдает ему готовых рецептов преодоления трудностей, а стремится своими дей­ствиями усилить его способности и веру в себя.

    Разумеется, есть множество ситуаций, в кото­рых данный способ помощи не подходит. Напри­мер, если кто-то упал в воду и тонет, мы, скорее всего, не будем учить его плавать, а постараемся вытащить его на бе­рег. Но если он хочет съесть рыбку, то, возможно, имеет смысл научить его технике рыбной ловли вместо того, чтобы заниматься рыбной ловлей вместо него. В таких случаях помощь может быть направлена на укреп­ление его веры в себя, в свои силы и возможности.

    Можно сказать, что именно вторая модель помощи является по своей сути психологической и составляет специфику работы психолога.

    Психологическое консультирование

    Если человек по собственной инициативе обращается к психологу за помощью и психолог соглашается ему помочь, оставаясь при этом в рамках свих профессиональных обязанностей, эта помощь будет заключаться в особым образом построенной беседе — психологической консультации. В контексте консультации психолога принято называть консультантом, а обратившегося человека – клиентом. Такая беседа, как правило, сосредотачивается на вопросах, связанных с межличностными отношениями клиента или его отношениям к различным аспектам своей жизни. В зависимости от характера проблемы клиента и его запроса, консультации обретают различное содержание и имеют различную структуру. Пренебрегая нюансами, можно выделить три вида консультирования: информационное, проблемное и кризисное.

    1. Информационное консультирование. Бывают ситуации, когда клиент, обратившийся к психологу, действительно нуждается в точной и своевременной информации, которой психолог владеет в силу своего образования и положения. Например, клиент может получить информацию о том, куда он может обратиться по интересующему его вопросу, где расположены те или иные службы, оказывающие социальную помощь. Такого рода консультирование мы будем называть информационным.

    Специфика информационного консультирования в том, что человек, обратившийся за помощью, имеет намерение что-то сделать, но ощущает недостаток каких-то знаний, необходимых для реализации этого замысла. Психолога он рассматривает, всего лишь как источник информации и намерен нести полную ответственность за ее использование. Если психолог владеет такой информацией или может с помощью специфических профессиональных средств ее получить, если это не противоречит принципам профессиональной этики и убеждениям психолога, он передает ее клиенту. При этом психолог заботится о том, чтобы информация была достоверной и убеждается, что клиент ее правильно понял, но не участвует в принятии решения.

    Например, клиент обращается к психологу с вопросом: «Как я могу помочь своему другу, с которым случилась беда?» Здесь психолог может рассказать клиенту о том, какая существуют виды помощи и в чем состоит психологическая поддержка. Другой клиент выражает возмущение поведением своего близкого родственника, попавшего в наркотическую зависимость и не желающего изменять свое поведение. Возможно, в таком случае честный психолог проинформирует клиента о том, что не существует методов, избавляющих от зависимости против воли зависимого.

    Осуществляя информационное консультирование, клинический психолог знакомит лечащего врача-психиатра с результатами обследованного больного; школьный психолог знакомит руководство школы с результатами обследования классного коллектива, принимавшего участие в педагогическом эксперименте.
    2. Проблемное консультирование. Довольно часто к психологам обращаются с вопросом: «Скажите, что мне делать?» Обычно в таких случаях человек стоит перед необходимостью принять какое-то важное решение и по некоторым причинам не решается его сделать самостоятельно. Жизнь можно сравнить с лыжней, проложенной другими людьми: есть довольно протяженные отрезки, по которым можно скользить, не задумываясь о направлении, но иногда встречаются развилки, и нужно решать, куда свернуть. Куда пойти учиться? Продолжать ли ходить в институт, если стало ясно, что сделан ошибочный выбор, или сменить профиль обучения? Выходить замуж, или подождать? Если да, то, которого из женихов выбрать? Рожать ребенка, или сейчас еще не самое подходящее время для этого?

    Часто, человек, обратившийся к психологу, не может справиться со своей проблемой не потому, что у него отсутствуют необходимые знания, а потому, что неверно формулирует задачу. В таких случаях психологическая помощь может состоять в психологической поддержке принятия решения. Такое консультирование мы будем называть проблемным.

    В житейском представлении работа психолога состоит в «выдаче» рекомендаций: если психологу сообщить исходные данные, то он примет решение и сформулирует его клиенту в готовом виде. Это — глубокое заблуждение. Проблемное консультирование состоит не в том, чтобы принять оптимальное решение вместо клиента, а в том, чтобы оптимизировать сам процесс решения задачи клиентом: помочь ему точно описать условия, корректно поставить цель, оценить имеющиеся возможности и препятствия, наметить план и перейти к конкретным действиям. Причем, оказывая помощь в решении проблемы, психолог не ищет ответы вместо клиента, а скорее ставит вопросы, помогая клиенту корректно размышлять над своей задачей.

    Естественно, оказав помощь в решении проблемы, психолог может оказать и информационную поддержку принятого решения и тогда проблемное консультирование дополняется информационным.
    3. Кризисное консультирование. Третий вид консультирования – помощь в переживании психологических кризисов. Психологическим кризисом мы называем такую ситуацию, в которой жизненные обстоятельства становятся настолько непереносимыми, что возникает ощущение «тупика», «крушения жизни». Обычно эти обстоятельства связаны с каким-то событием, радикально изменившем, перевернувшем жизнь человека. Примерами таких событий могут служить: предательство, измена, развод, пережитое физическое или сексуальное насилие, крушение жизненных планов и многое другое.

    Важнейшей психологической составляющей кризиса являются сильные разрушающие переживания: отчаяние, депрессия, сильная тревога, гнев, чувство вины и т.д. Порой, эти переживания настолько сильны, что человек просто не может здраво размышлять и принимать обдуманные решения. Естественно, что психолог, осуществляющий кризисное консультирование, сосредотачивает свои усилия на помощи клиенту в совладании с разрушающими переживаниями. Иными словами, психолог работает не с содержанием проблемы клиента, а скорее, с его состоянием.

    После того, как человек более-менее справился со своим состоянием, психолог может, предложить ему помощь в решении проблемы (проблемную консультацию), или, если это необходимо, информационную поддержку. Однако, для того, чтобы эти виды помощи были приняты, совершенно необходимо, чтобы человек адекватно воспринимал свою жизненную ситуацию, понимал свое место в ней и принимал ее такой, какой она является в реальности. Поэтому, психологическая поддержка логично предшествует обсуждению острых и далеко не всегда приятных вопросов. Не удивительно, что многие профессиональные психологи чаще всего связывают консультационную практику собственно с оказанием такой поддержки.

    Принципы психологического консультирования, логику процесса, консультационные техники и особенности помощи при переживании клиентом кризисов различного типа мы будем рассматривать в цикле тренингов «Искусство психологического консультирования», а в этом тренинге речь пойдет о базовых, начальных техниках, направленных на оказание первичной психологической помощи – психологической поддержке переживания травмирующей ситуации.
    Помогающие отношения

    К. Роджерс утверждал, что психологическая помощь заключается в создании особых «помогающих» отношений между психологом и клиентом. Эти отношения проявляются, прежде всего, в сопереживании человеку, испытывающему трудные мо­менты жизни, в поощрении его к осознанию самых тяжелых, болезненных переживаний. Такая поддержка без активного вмеша­тельства, без стремления силой «успокоить», заставить воздержаться от слез оказывается чрезвычайно важ­ной.

    Например, мы не можем вернуть утраченное человеку, переживающему горе необратимой потери. Однако, обняв страдающего человека, взяв его за ру­ку, помолчав с ним вместе в трудную минуту, мы по­могаем ему больше, чем если начинаем успокаивать его, поучать или давать пусть даже самые лучшие советы.

    Человек обретает психическую стойкость не тогда, когда успешно вытесняет или устраняет свои пережи­вания, а тогда, когда осознает, что способен вынести еще более тяжелые и сильные потрясения.

    Осознание человеком того, что он может вынести невзгоды, укрепляет его веру в себя, убеждает его в том, что он может справиться не только с этими, но и с грядущими неприят­ностями.

    Есть еще одно важнейшее различие между двумя моделями помощи. В первом случае усилия помогающего направлены вовне, на какие-то особенности ситуации, событий, дей­ствий других людей. Например, пытаясь помочь прияте­лю, которого бросила девушка, мы стремимся понять, почему она это сделала, какой она была, что произо­шло между ними, что можно сделать, чтобы она вер­нулась, как можно отвлечь приятеля от мыслей о ней и т. п.

    Во втором случае по­могающий ориентируется прежде всего на личность того, кто в нем нуждается. Ему важно по­нять, как тот оценивает и воспринимает ситуацию, что думает о себе, как оценивает свои действия и то, что с ним произошло, как представляет свои перспективы, что делает для того, чтобы решить проблемы.

    Скорее всего, человек, получающий первый вид помощи, увидит себя жертвой обстоятельств, и будет рассчитывать на то, что кто-то посторонний изменит его жизнь к лучшему. Второй вид помощи поможет ему задуматься над тем, что он сам может сделать и что он может предпринять для того, чтобы впредь справляться с такого рода трудностями более успешно. Мы уже говорили о том, что для решения проблемы человеку неизбежно придется выполнить какую-то, возможно, неприятную для него работу. Получая помощь первого вида он укрепляется в иллюзии, что кто-то может выполнить всю работу вместо него. Помощь второго рода подводит его к мысли о необходимости заботиться о себе самостоятельно.

    Таблица 1. Две модели оказания помощи

    Тип 1: решение проблемы вместо клиента

    Тип 2: решение проблемы вместе с клиентом

    Такая помощь осуществляется в форме готовых рецептов разрешения той или иной проблемы, добрых советов, попыток уменьшить остроту переживаемых неприятностей путем внушения или поддержки. Консультант считает, что его услуги нужны потому, что человек не может сам справиться со своими трудностями, он недостаточно умен, не обладает необходимыми знаниями, опытом, он слабый и беспомощный.

    Такая помощь оказывается в соответствии с убеждением, что человек обретает стойкость не тогда, когда успешно вытесняет или устраняет свои переживания, а когда сознает, что способен их пережить. Консультант считает, что его задача - укрепление способностей клиента самостоятельно разрешать свои проблемы. Он стремится активизировать внутренние ресурсы клиента, чтобы тот сам справился со своими трудностями.

    Равноценность моделей помощи

    Необходимо заметить, что обе модели помощи по-своему ценны, они дополняют и усиливают друг друга. Выбор одной или другой формы помощи зависит от ситуации, потребнос­тей и возможностей людей. Иногда поскользнувшемуся на льду человеку нужна не протянутая рука, а слова поддержки и ободрения; но если плохо видящая бабушка боится перейти дорогу – добрых слов будут явно недостаточно: вполне можно помочь ей, взяв ее под руку.

    Еще один пример: человек волнуется перед публичным выступлением потому, что опыт предшествующих неудач убедил его в том, что он – плохой оратор; помощь в виде тренинга публичного выступления даст ему возможность освоить приемы управления вниманием аудитории и повысит его успешность. Другой человек владеет ораторским искусством, но убежден, что аудитория к нему враждебно настроена; возможно, в этой ситуации достаточной помощью для него будет психологическая поддержка.

    Подводя итог, можно сказать, что обе модели помощи могут быть полезными и эффективными в различных ситуациях; работа по оказанию помощи требует от психолога осознания этой альтернативы и владения соответствующим репертуаром поведения.
    Помощь ценна, когда дают необходимое

    Помогать другому – значит делать для него то, в чем он действительно нуждается. Здесь, однако, возникает вопрос: «А кто это решает, что ему необходимо на самом деле»?

    Порой для другого человека делают то, в чем он совершенно не нуждается, потому что помогающий решил, что так для него будет лучше. Более того, поскольку помогающий тратит на помощь свое время, силы, деньги и другие ресурсы, он считает, его помощь должна быть высоко оценена хотя бы за это. Поскольку он руководствуется добрыми намерениями (хочет «как лучше»), то формула: «Дареному коню в зубы не смотрят» представляется ему очень верной. Надо заметить, что при этом он обычно рассчитывает на благодарность от получателя помощи, хотя часто не задумывается о том, нужна ли такая по­мощь другому.

    Важно заметить, что нередко в такой позиции оказываются специалисты, например, психологи. Такой психолог знает что «на самом деле» нужно клиенту, даже если клиент еще не успел рассказать, что у него случилось. Этот психолог, как правило, владеет какой-нибудь чудесной Техникой Решения Проблем и умеет убедить клиента, что именно в освоении этой техники – залог его будущего счастья. Такая позиция выглядит, мягко говоря, самонадеянной. Все-таки, люди бывают разные и счастье бывает в разном.

    Другая крайность – исходить из принципа: «Клиент всегда прав». В соответствии с этой логикой нужно очень подробно выяснить, что клиент хочет, и в чем конкретно будет выражаться это желаемое; затем, соответственно, всячески способствовать точному исполнению желания клиента. Надо заметить, что осуществление некоторых желаний может быть не полезно для клиента.

    Очень часто клиент обращается к психологу с жалобой на недопустимое поведение кого-то из своего близкого окружения: матери, дочери, мужа, друга и т.д. Он просит психолога посоветовать ему, как лучше повлиять на поведение этого человека. Конечно, изучавший методы психологического влияния психолог, может сочинить обоснованную инструкцию, которая будет выглядеть достаточно убедительно. Однако, тот же психолог прекрасно знает: трудно придумать инструкцию, которую нельзя было бы «вывернуть на изнанку» по сути, формально не отступив от нее ни на шаг. Самый простой пример. Известный американский популяризатор психологии общения Д. Карнеги советовал: «Улыбайтесь! Улыбка – знак хорошего отношения. Возможно, те, кому вы улыбаетесь, станут к вам лучше относиться». Все верно. Вот только улыбаться можно по-разному. И, порой, не к месту…

    Надо заметить, что идея насильно изменить человека, заранее обречена на провал, поскольку люди меняются только тогда, когда они этого хотят и если у них достаточно сил для изменения. Поэтому вряд ли стоит браться за помощь кому-то, кто выражает такое намерение.

    Однако, даже если клиент формулирует желание, связанное с изменением не другого, а себя, если направление этого изменения выглядит здравым и достойным, оно может формулироваться на основании неверных предпосылок или не учитывать долговременные перспективы. Приведу два примера.

    Клиент М. желает выработать у себя ряд социально-желательных качеств (отзывчивость, остроумие и т.д.) В ходе консультации выясняется, что его недавно оставила любимая девушка, обвинив его напоследок в дефиците этих черт характера. Он рассчитывает, что если он разовьет в себе эти качества, она к нему вернется. Маловероятно, что он сохранит достаточную настойчивость в процессе тренировки этих качеств: мы не так охотно меняемся «для других», чем «для себя». Но даже если он в этом и преуспеет, совершенно невероятно, что это поможет ему вернуть возлюбленную. На мой взгляд, со стороны психолога было бы нечестно не обсудить это с клиентом. В процессе такого обсуждения, он может по-другому увидеть свою задачу.

    Клиентка О. Жалуется, что ее «никто не воспринимает серьезно», «коллеги по работе относятся как к маленькой». Она желает развить в себе самостоятельность и независимость. Далее выясняется, что ее непосредственный руководитель обладает таким характером, что он явно не потерпит никаких проявлений самостоятельности с ее стороны и ей, в случае успешного достижения своей цели, придется менять работу, в чем она крайне не заинтересована.

    Надеюсь, этих примеров достаточно, чтобы показать, что представления клиентов о том, в чем они нуждаются, могут быть не точными. Кто же может правильно определить, что на самом деле нужно клиенту? Выход в том, чтобы определить это вместе с ним, обсудив варианты. Просящий о помощи и предлагающий помощь могут открыто поговорить о том, какие имеются альтернативы, как при этом будет распределяться работа между ними. А если помогающий за свою помощь рассчитывает получить вознаграждение, то он должен заранее предупредить об этом, точно указав его размеры. Такой разговор называется «заключение консультационного контракта». Э. Берн утверждал, что психотерапия без контракта вообще не может быть эффективной и разработанный им трансактный анализ опирается на контракт, как дом на фундамент.

    Нюансы и особенности заключения контракта в различных консультационных ситуациях мы рассматриваем в нашем семинаре-тренинге «Контракт в консультировании». Материал этого тренинга посвящен первичной психологической помощи, которая может предварять контракт, а в некоторых случаях является самодостаточной.

    Подводя итог, можно объединить критерии, по которым мы классифицировали виды помощи: и помощь, оказываемая в ответ на просьбу нуждающегося, и помощь оказываемая по инициативе помогающего могут быть «первого» и «второго» типов (см.Рисунок 5 ).

    В социальной сфере эти виды помощи преимущественно оказываются специалистами различных профессий.

    Социальные работники обычно действуют в ответ на запрос о конкретной помощи со стороны человека, имеющего реальные ограничения возможностей: инвалида, пожилого человека, безработного. Как правило, эта помощь заключается в том, что социальный работник проделывает некоторую работу вместо клиента: помогает приобрести продукты, найти работу или получить пособие.

    Психолог тоже действует по запросу клиента, но в отличие от социального работника не выполняет вместо него никакой работы. Он оказывает психологическую поддержку, способствуя тому, чтобы клиент научился справляться с имеющейся у него жизненной ситуацией максимально используя свои возможности.

    Социальные педагоги, в отличие от выше перечисленных групп специалистов, не ждут обращения, а осуществляют активное вмешательство в дела групп населения, ведущих социально неодобряемый образ жизни. Их профессиональной задачей является не пресечение и наказание за девиантное поведение, а социальная реабилитация – вовлечение в здоровый образ жизни. Очевидно, что это невозможно сделать, выполняя работу вместо человека: ведь собственную жизнь может изменить только он сам с помощью собственных волевых усилий.

    Четвертая ситуация – помощь человеку по собственной инициативе, выражающаяся в том, что помогающий вместо какого-то человека выполняет некоторую социально-полезную работу или делает ему подарок без просьбы с его стороны. Чаще такая помощь не является профессиональной задачей. Делать друг другу приятные сюрпризы естественно для людей, находящихся в теплых близких отношениях: для друзей и близких родственников. Однако нередко такого рода действия осуществляются на профессиональном уровне. Помогающий при этом рассчитывает, что окружающие запомнят это доброе дело и проникнутся к нему симпатией, уважением и доверием. Такие добрые дела обычно являются частью маркетинговой стратегии какой-нибудь фирмы, позиционирующей себя на рынке или предвыборной компанией какой-нибудь политической партии, борющейся за голоса избирателей. Работа по формированию привлекательного имиджа в глазах контактной аудитории является частью работы специалиста по Public Relations (по связям с общественностью).




    Источник: http://www.b17.ru/article/psy_helping/
    Категория: Психология | Добавил: Администратор (11.03.2013)
    Просмотров: 471 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Библия-онлайн
    Библия от JesusChrist.ru

    Песня о смирении

    Часы

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Кликни сюда