Похоже в НЗ можно найти тексты как в поддержку наименования "раб" для учеников Христа, так и против. Вот примеры против:
1 Кор 7:22: "Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов". Гал 3:28: "Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба-, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе". Гал 4:7: "Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа". Кол 3:11: "где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос".
А вот примеры за: Иак 1:1: "Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, — радоваться". Иуд 1:1: "Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова, призванным, которые освящены Богом Отцем и сохранены Иисусом Христом". 1 Петр 2:16: "как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии". 2 Петр 1:1:
"Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа, принявшим с нами равно
драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа". Откр 7:3: "не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего".
Похоже,что все нужно рассматривать исходя из контекста каждого стиха и мысли авторов. Интересно
мнение библеистов по употреблению слова «раб» в разных библейских
текстах и его значению в то время применительно к служителям Божьим.
Иисус
называет нас Своими друзьями. Он говорит Своим ученикам, что уже не
называет их рабами, а друзьями. Это Его утверждение звучит еще более
ценно и важно для тех, которые слышат его впервые, чем для нас, которые
уже свыклись с ним. Доулос - раб, слуга Божий не было позорной кличкой, а было титулом высокой чести.
Моисей был раб (доулос) Божий (Втор 34,5); так же Иисус Навин носил это
звание (Иис. Н. 24,29); Давид был рад назваться рабом Божиим (Пс.
88,21); Павел считал честью носить имя раба Христова и Божьего (Тит.
1,1); так же и Иаков (Иак. 1,1). Величайшие из людей прошлого гордились
названием доулои - рабы Божий. Иисус говорит: "У Меня для вас что-то
лучшее - вы не рабы более, но друзья Мои". Христос предлагает близость с
Богом, которой не наслаждались даже самые великие мужи веры до Него. Но
идея дружбы с Богом - зародилась давно. У нее есть прошлое. Авраам был
другом Бога (Ис. 41,8). При дворе римского императора так же, как и при
дворах восточных царей был обычай, который проливает больше света на это
понятие. Среди придворных была особая группа людей, которых называли
друзьями царя или друзьями императора. Им был открыт доступ к царю в
любое время, они могли входить даже в его спальню в начале дня. Он
говорил с ними прежде, чем со своими министрами и генералами,
начальниками и государственными деятелями. Друзьями царя были те,
которые были в тесной и близкой связи с ним. Иисус призывает нас быть
Его друзьями и друзьями Бога. Это высокое предложение, и оно означает,
что нам не нужно больше глядеть на Бога с тоской издали. Мы не рабы,
которые не имели права входить в присутствие господина их, и не толпа,
которая видела царя только бегло во время всенародных, торжественных
событий. Иисус даровал нам эту интимную близость с Богом, чтобы Он не
был для нас более отдаленным и чуждым, но близким Другом.
Рабы Божии (Отк. 1,1-3 (продолжение)) Слово
раб употреблено в этом отрывке дважды. Бог даровал откровение рабам
Своим через раба Своего Иоанна. В греческом это доулос, а в
древнееврейском - ебедх. Оба слова трудно переводимы. Обычно доулос
переводится как раб. Истинный слуга Божий - это, фактически, Его раб.
Слуга может уволиться, когда ему угодно; у него установленные часы
работы и отдыха; он работает за определенную плату, имеет свое мнение и
может торговаться, когда и за сколько будет работать. Раб же лишен
этого; он является полной собственностью своего хозяина, и не имеет ни
своей воли, ни своего времени. Слова доулос и ебедх указывают, насколько абсолютным должно быть наше подчинение Богу.
Весьма интересно отметить, к кому относятся эти слова в Писании. Авраам
- раб Божий (Быт. 26,24). Моисей - раб Божий (2 Пар. 24,6; Неем. 1,7;
10,29; Пс. 104,26; Дан. 9,11). Иаков - раб Божий (Ис. 44,1.2; 45,4; Иез.
37,25). Халев и Иисус Навин - рабы Божие (Числ. 14,24; Иис. Н. 24,29;
Суд. 2,8). После Моисея чаще всего рабом Божиим назван Давид (3 Цар.
8,66; 11,36; 4 Цар. 19,34; 20,6; 1 Пар. 17,4; Пс. 132,10; 144,10; в
заглавиях к Пс. 17 и 35; Пс. 88,4; Иез. 34,24). Илия - раб Божий (4 Цар.
9,36; 10,10). Исаия - раб Божий (Ис. 20,3); Иов - раб Божий (Иов. 1,8;
42,7). Пророки - рабы Божии (4 Цар. 21,10; Ам. 3,7). Апостолы - рабы
Божии (Фил. 1,1; Тит. 1,1; Иак. 1,1; Иуда 1; Рим. 1,1; 2 Кор. 4,5).
Такой человек, как Епафрас - раб Иисуса Христа (Кол. 4,12). Все
христиане - рабы Христовы (Еф. 6,6). Из этого мы можем прийти к
следующим выводам.
1. Величайшие мужи почитали за честь быть рабами Божиими.
2.
Интересно отметить объем их служения: законодатель Моисей; отважный
странник Авраам; пастушок Давид, милый певец Израиля и его царь; Халев и
Иисус Навин - воины и деятельные мужчины; Илия и Исаия - пророки и
мужчины Божие; Иов - верный и в беде; апостолы, несшие людям весть об
Иисусе; каждый христианин - раб Божий. Бог может использовать всех, кто
согласится на служение Ему. У. Баркли (Новый Завет)
15,15 Здесь
Господь подчеркнул различие между рабами и друзьями. От рабов ожидают
лишь выполнения порученной им работы, но друзья всегда пользуются
доверием. Другу мы раскрываем наши планы на будущее. С ним мы делимся
самой секретной информацией. [b]В некотором смысле ученики всегда будут
оставаться Господними рабами, но при этом они больше, чем рабы, - они
будут друзьями.[/b] Уильям МакДональд (Новый Завет)
Я
уже не называю вас рабами. Господь называл так учеников прежде (13:16),
но Он называет их и ниже таким же именем (ст. 20), - как же Он говорит,
что не называет уже? Несомненно, что здесь выражение "называть" нужно понимать не в буквальном смысле слова, а в переносном. Господь может и называть учеников рабами, но относится к ним Он не как к рабам:
Он вводит их в понимание всего плана божественного домостроительства,
тогда как обыкновенным рабам их господин не открывает своих планов,
заставляя их без всяких рассуждений исполнять свои приказания. Толковая Библия преемников А.Лопухина