Пятница
19.04.2024
12:36
Приветствую Вас Гость
RSS
«Свидетели Иеговы и другие религии, Библия и наша жизнь…»
(сайт о Библии, религии Свидетелей Иеговы и не только)

Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Поиск

Меню сайта

Категории раздела
Православие [1]
Католицизм [2]
Протестантизм [15]
Размышления на разные темы [53]
Вероучения религий в свете учений Библии [47]

Сайты друзей
  • Углубленное исследование Библии
  • Библейские исследования от Суханицкого Станислава

  • Форма входа

    Главная » Статьи » Религия » Православие

    Православие
    Православие (от греч. — «ортодоксия») сложилось как восточная ветвь христианства после разделения Римской империи и, оформившись после разделения церквей в 1054 г., получило распространение главным образом в Восточной Европе и на Ближнем Востоке.
     
    Особенности православия

    Образование религиозных организаций тесно связано с социальной и политической жизнью общества. Не является исключением и христианство, что особенно проявилось в различиях между основными его направлениями — католицизмом и православием. В начале V в. Римская империя распалась на Восточную и Западную. Восточная была единым государством, Западная же представляла собой раздробленный конгломерат княжеств. В условиях сильной централизации власти в Византии церковь сразу оказалась придатком государства, а главой ее фактически стал император. Застойность социальной жизни Византии и контроль над церковью деспотического государства обусловили консерватизм православной церкви в догматике и обрядности, а также тенденции к мистицизму и иррационализму в ее идеологии. На Западе церковь постепенно занимала центральное место в обществе и превращалась в организацию, стремящуюся к господству во всех сферах общества, включая политику.
     Различие восточного и западного христианства было обусловлено и особенностями развития духовной культуры. Греческое христианство концентрировало свое внимание на онтологических, философских проблемах, западное — на политических и юридических.
     Поскольку православная церковь находилась под покровительством государства, ее история связана не столько с внешними событиями, сколько со становлением вероучения. В основу православного вероучения положены Священное Писание (Библия — Ветхий и Новый Завет) и Священное Предание (постановления первых семи Вселенских и поместных соборов, творения отцов церкви и канонических богословов). На первых двух Вселенских соборах — Никейском (325) и Константинопольском (381) был принят так называемый Символ веры, кратко излагающий сущность христианского вероучения. В нем признается триединство Бога — творца и управителя Вселенной, существование загробного мира, посмертного воздаяния, искупительной миссии Иисуса Христа, открывшего возможность для спасения человечества, на котором лежит печать первородного греха.

     Основы вероучения православия

    Основные положения веры православная церковь объявляет абсолютно истинными, вечными и неизменными, сообщенными человеку самим Богом и непостижимыми разумом. Сохранение их в неприкосновенности является первейшей обязанностью церкви. Невозможно прибавление чего-либо или изъятие каких-либо положений, поэтому установленные католической церковью более поздние догматы — о нисхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына (филиокве), о непорочном зачатии не только Христа, но и девы Марии, о непогрешимости римского папы, о чистилище — православие рассматривает как ересь.
     Личное спасение верующих ставится в зависимость от ревностного выполнения обрядов и предписаний церкви, благодаря чему происходит приобщение к Божественной благодати, передаваемой человеку посредством таинств: крещения в младенческом возрасте, миропомазания, причащения, покаяния (исповеди), брака, священства, елеосвящения (соборования). Таинства сопровождаются обрядами, которые вместе с богослужениями, молитвами и религиозными праздниками образуют религиозный культ христианства. Большое значение в православии придается праздникам и постам.
     Православие учит соблюдению нравственных заповедей, данных человеку Богом через пророка Моисея, а также выполнению заветов и проповедей Иисуса Христа, изложенных в Евангелиях. Их основным содержанием является соблюдение общечеловеческих норм жития и любовь к ближнему, проявления милосердия и сострадания, а также отказ от сопротивления злу насилием. Православие делает акцент на безропотном перенесении страданий, посланных Богом для испытания крепости веры и очищения от греха, на особом почитании страдальцев — блаженных, нищих, юродивых, пустынников и отшельников. В православии обет безбрачия дают только монахи и высшие чины священнослужителей.

     Организация православной церкви
     
    В отличие от католицизма в православии не существует единого духовного центра, единого главы церкви. В процессе развития православия сложилось 15 автокефальных (от греч. auto - «сам», kephale — «голова») самостоятельных церквей, 9 из которых управляются патриархами, а остальные — митрополитами и архиепископами. Кроме того, имеются автономные церкви — относительно независимые от автокефалии по вопросам внутреннего управления.
     Автокефальные церкви подразделяются на экзархаты, викариатства, епархии (округа и области) во главе с епископами и архиепископами, благочиния (объединение нескольких приходов) и приходы, создаваемые при каждом храме. Патриархи и митрополиты избираются на поместных соборах пожизненно и осуществляют руководство жизнью церкви совместно с Синодом (коллегиальный орган при патриархии, который состоит из высших церковных лиц, входящих в него на постоянной и непостоянной основе).
     В настоящее время имеется три автономных православных церкви: Синайская (юрисдикция Иерусалимского патриархата), Финляндская (юрисдикция Константинопольского патриархата), Японская (юрисдикция Московского патриархата). Пределы самостоятельности автономных церквей определяются соглашением с той автокефальной церковью, которая предоставила ей автономию. Главы автономных церквей избираются поместными соборами с последующим утверждением их патриархом автокефальной церкви. У ряда автокефальных церквей имеются миссии, благочиния, подворья при других православных церквах.
     Для православной церкви характерен иерархический принцип управления, т.е. назначение всех должностных лиц сверху и последовательное подчинение низшего духовенства высшему. Все духовенство делится на высшее, среднее и низшее, а также на черное (монашествующее) и белое (остальное).
     Каноническое достоинство православных церквей отражено в официальном перечне — «диптихе чести». Согласно этому списку церкви располагаются в определенном порядке.
     Константинопольская православная церковь. Она имеет другое название — Вселенская церковь или Вселенская патриархия. Константинопольский патриарх считается вселенским, но у него нет права вмешиваться в деятельность других церквей. Возникла после того, как император Константин перенес столицу из Рима в маленький греческий город Византии, переименованный затем в Константинополь. После захвата Константинополя турками в 1453 г. резиденция православного патриарха была перенесена в г. Фанар, ставший греческим кварталом Стамбула. В 1924 г. Константинопольская церковь перешла с юлианского календаря на григорианский. Под ее юрисдикцией находится монастырский комплекс, включающий 20 монастырей. Глава Константинопольской церкви имеет титул Архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский патриарх. Последователи Константинопольской церкви живут во многих странах мира.
     Александрийская православная церковь. Другое название — Греко-православный патриархат Александрии. Ее основателем считается апостол Марк. Возникла в 30-е гг. I в. н.э. В V в. в церкви произошел раскол, в результате которого образовалась Коптская церковь. С 1928 г. принят григорианский календарь. Глава Александрийской церкви имеет титул Папа и Патриарх Александрии и всей Африки с резиденцией в Александрии. Юрисдикция церкви распространяется на всю Африку.
     Антиохийская православная церковь основана в 30-е г. I в. н.э. в Антиохии — третьем по величине городе Римской империи. История этой церкви связана с деятельностью апостола Павла, а также с тем, что ученики Христа впервые на сирийской земле были названы христианами. Здесь родился и получил образование Иоанн Златоуст. В 550 г. произошло разделение Антиохийской церкви на православную и яковитскую. Нынешний глава Антиохийской церкви носит титул Патриарх Антиохии и всего Востока с резиденцией в Дамаске. В юрисдикции находятся 18 епархий: в Сирии, Ливане, Турции, Иране, Ираке и других странах.
     Иерусалимская православная церковь, имеющая также другое название — Греко-православный патриархат Иерусалима. По преданию, Иерусалимская церковь в первые годы своего существования возглавлялась родственниками семьи Иисуса Христа. Глава церкви носит титул Греческий Православный Патриарх Иерусалима с резиденцией в Иерусалиме. Богослужение совершается в монастырях на греческом языке, а в приходах — на арабском. В Назарете богослужение совершается на церковнославянском языке. Принят юлианский календарь.
     Одна из функций церкви — сохранение святых мест. Юрисдикцию распространяет на Иорданию и области, контролируемые палестинскими властями.
     Русская православная церковь
     Грузинская православная церковь. На территории Грузии христианство начало распространяться в первые века н.э. Автокефалию получила в VIII в. В 1811 г. Грузия стала частью Российской империи, а церковь вошла в состав Русской православной церкви на правах экзархата. В 1917 г. на сьезде грузинских священников было принято решение о восстановлении автокефалии, которая сохранялась и при советской власти. Русская православная церковь признала автокефалию только в 1943 г.
     Глава Грузинской церкви носит титул Католикос-Патриарх всея Грузии, архиепископ Мцхетский и Тбилисский с резиденцией в Тбилиси.
     Сербская православная церковь. Автокефалия была признана в 1219 г. Глава церкви носит титул Архиепископ Печский, Митрополит Белградско-Карловапкий, Патриарх Сербский с резиденцией в Белграде.
     Румынская православная церковь. На территорию Румынии христианство проникло во II-III вв. н.э. В 1865 г. была провозглашена автокефалия Румынской православной церкви, но без согласия Константинопольской церкви; в 1885 г. такое согласие было получено. Глава церкви носит титул Архиепископ Бухарестский, митрополит Унгро-Влахийский, Патриарх Румынской Православной Церкви с резиденцией в Бухаресте.
     Болгарская православная церковь. Христианство на территории Болгарии появилось в первых веках нашей эры. В 870 г. Болгарская церковь получила автономию. Статус церкви менялся на протяжении многих веков в зависимости от политической ситуации. Автокефалия Болгарской православной церкви была признана Константинополем только в 1953 г., а патриархия — только в 1961 г.
     Глава Болгарской православной церкви носит титул Митрополит Софийский, Патриарх всея Болгарии с резиденцией в Софии.
     Кипрская православная церковь. Первые христианские общины на острове были основаны в начале нашей эры св. апостолами Павлом и Варнавой. Широкая христианизация населения началась в V в. Автокефалия была признана на III Вселенском соборе в Эфесе.
     Глава Кипрской церкви носит титул Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра, его резиденция находится в Никозии.
     Элладская (греческая) православная церковь. Согласно преданиям, христианская вера была принесена апостолом Павлом, основавшим и утвердившим в ряде городов христианские общины, а св. Иоанн Богослов написал «Откровение» на острове Патмос. Автокефалия греческой церкви была признана в 1850 г. В 1924 г. она перешла на григорианский календарь, что вызвало раскол. Глава церкви носит титул Архиепископ Афинский и всей Эллады с резиденцией в Афинах.
     Афинская православная церковь. Автокефалия была признана в 1937 г. Однако в силу политических причин возникли противоречия, и окончательное положение церкви определилось только в 1998 г. Глава церкви носит титул Архиепископ Тиранский и всей Албании с резиденцией в Тиране. К особенностям этой церкви относится выборность духовенства при участии мирян. Богослужение совершается на албанском и греческом языках.
     Польская православная церковь. Православные епархии существуют на территории Польши с XIII в.. однако в течение длительного времени они были под юрисдикцией Московской патриархии. После обретения Польшей независимости они вышли из подчинения Русской православной церкви и образовали Польскую православную церковь, которая в 1925 г. была признана автокефальной. Россия приняла автокефалию Польской церкви только в 1948 г.
     Богослужение ведется на церковнославянском языке. Однако в последнее время все чаше используется польский язык. Глава Польской православной церкви носит титул Митрополит Варшавский и всей Полыни с резиденцией в Варшаве.
     Чехословацкая православная церковь. Массововое крещение народа на территории современных Чехии и Словакии началось во второй половине IX в., когда в Моравию прибыли славянские просветители Кирилл и Мефодий. На протяжении длительного времени эти земли находились под юрисдикцией католической церкви. Православие сохранялось только в Восточной Словакии. После образования Чехословацкой республики в 1918 г. была организована православная община. Дальнейшее развитие событий привело к разделению внутри православия страны. В 1951 г. Чехословацкая православная церковь обратилась с просьбой к Русской православной церкви принять ее в свое ведение. В ноябре 1951 г. Русская православная церковь предоставила ей автокефалию, которую Константинопольская церковь утвердила только в 1998 г. После разделения Чехословакии на два независимых государства церковь образовала две митрополичьи провинции. Глава Чехословацкой православной церкви носит титул Митрополит Пражский и Архиепископ Чешской и Словацкой республик с резиденцией в Праге.
     Американская православная церковь. Православие в Америку пришло с Аляски, где с конца XVIII в. начала действовать православная община. В 1924 г. была образована епархия. После продажи Аляски Соединенным Штатам православные храмы и земельные участки остапись в собственности Русской православной церкви. В 1905 г. центр епархии был переведен в Нью-Йорк, а ее глава Тихон Белавин возведен в сан архиепископа. В 1906 г. он поставил вопрос о возможности автокефалии Американской церкви, но в 1907 г. Тихон был отозван, и вопрос остался нерешенным.
     В 1970 г. Московская патриархия дала автокефальный статус митрополии, которая получила название Православная церковь в Америке. Глава церкви имеет титул Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всей Америки и Канады с резиденцией в Сайоссете, близ Нью-Йорка.
    Русская православная церковь

     История православной церкви

     В период XIII-XVI вв. в положении православной церкви происходят существенные изменения, связанные с историческими событиями. По мере того как центр политической власти перемещался с юго-запада на северо-восток, где возникали новые сильные княжества — Костромское, Московское, Рязанское и другие, верхушка русской церкви также все больше ориентировалась в этом направлении. В 1299 г. киевский митрополит Максим перенес свою резиденцию во Владимир, хотя митрополия продолжала называться киевской еще более полутора столетий после этого. После смерти Максима в 1305 г. началась борьба за митрополичью кафедру между ставленниками разных князей. В результате тонкой политической игры московский князь Иван Калита добивается перенесения кафедры в Москву.
     К этому времени Москва приобретала все большее значение потенциального центра будущего русского государства. Установление в 1326 г. митрополичьей кафедры в Москве придало Московскому княжеству значение духовного центра Руси и подкрепило притязания его князей на главенство над всей Русью. Уже через два года после перенесения кафедры митрополита Иван Калита присвоил себе титул великого князя. По мере укрепления и централизации Московского государства происходила централизация православной церкви, поэтому верхушка церковной иерархии была заинтересована в укреплении страны и всячески этому способствовала, в то время как местные епископы, особенно новгородские, находились в оппозиции.
     Внешнеполитические события также влияли на положение церкви. В первой половине XV в. положение Византийской империи, которой угрожала потеря независимости, было весьма тяжелым. Патриархия пошла на компромисс с Римской церковью и в 1439 г. заключила Флорентийскую унию, на основании которой православная церковь принимала догматы католического вероучения (о фи-лиокве, чистилище, главенстве папы), но сохраняла православные обряды, греческий язык при богослужениях, брак священников и причащение всех верующих Телом и Кровью Христовыми. Папство стремилось подчинить православные церкви своему влиянию, а греческое духовенство надеялось получить помощь от Западной Европы в борьбе против турок. Однако просчитались и те и другие. Византия была завоевана турками в 1453 г., а многие православные церкви не приняли унию.
     От России в заключении унии участвовал митрополит Исидор. Когда он в 1441 г. вернулся в Москву и сообщил об унии, то был заточен в монастырь. На его место в 1448 г. собором русского духовенства был назначен новый митрополит Иона, который уже не утверждался Константинопольским патриархом. Зависимость русской церкви от Константинопольской патриархии закончилась. После окончательного падения Византии Москва становится центром православия. Возникает концепция «Третьего Рима». В развернутом виде ее сформулировал псковский игумен Филофей в своих посланиях Ивану III. Первый Рим, писал он, погиб из-за ересей, которым он позволил укорениться в раннехристианской церкви, Второй Рим — Византия — пал потому, что заключил унию с безбожными латинами, теперь эстафета перешла к Московскому государству, которое является Третьим Римом и последним, ибо четвертому не бывать.
     Официально новый канонический статус православной церкви был признан Константинополем значительно позже. В 1589 г. по инициативе царя Федора Иоанновича был собран поместный собор с участием восточных патриархов, на котором избрали патриархом митрополита Иова. В 1590 г. Константинопольский патриарх Иеремия созвал в Константинополе собор, который признал патриаршество автокефальной Русской православной церкви и утвердил за патриархом Московским и всея Руси пятое место в иерархии предстоятелей автокефальных православных церквей.
     Самостоятельность и свобода от Константинополя означала одновременно все возрастающую зависимость Русской православной церкви от светской власти. Московские государи вмешивались во внутренние дела церкви, ущемляя ее права.
     В XVI в. вопрос о соотношении церкви и власти становится одним из центральных в полемике нестяжателей и иосифлян. Сторонники игумена и настоятеля Волоколамского монастыря Иосифа Волоцкого полагали, что церковь должна уступить государственной власти, закрывая глаза на необходимое зло власти во имя порядка. Сотрудничая со светским государством, церковь может направлять и использовать его силу в борьбе с еретиками. Участвуя в общественной жизни, занимаясь просветительской, попечительной, цивилизаторской, благотворительной деятельностью, церковь должна иметь на все это средства, для чего ей необходима земельная собственность.
     Нестяжатели — последователи Нила Сорского и заволжских старцев — считали, что поскольку задачи церкви чисто духовные, постольку собственность ей не нужна. Нестяжатели также считали, что еретиков следует перевоспитывать словом и прощать, а не подвергать преследованиям и казням. Победили иосифляне, укрепив политические позиции церкви, но одновременно сделав ее послушным орудием великокняжеской власти. Многие исследователи именно в этом усматривают трагедию православия на Руси.
     См.также: Реформа Никона
     Православная церковь в Российском Империи
     Реформы [[Реформы Петра 1|Петра I]] коснулись и положения православной церкви. В этой области он осуществил две задачи: ликвидировал экономическое могущество церкви и полностью подчинил ее государству по организационно-административной линии.
     В 1701 г. специальным царским указом был восстановлен ликвидированный в 1677 г. Монастырский приказ по управлению всем церковным и монастырским имуществом. Это было сделано для того, чтобы принять от церковных властей по точной и подробной описи все их поместья, промыслы, села, здания и наличные капиталы, с тем чтобы в дальнейшем управлять всем имуществом, не допуская вмешательства духовенства.
     Государство встало на страже соблюдения верующими своих обязанностей. Так, в 1718 г. был издан указ, устанавливающий строгие наказания за отсутствие на исповеди, непосещение церкви в праздничные и воскресные дни. Каждое из таких нарушений каралось денежным штрафом. Отказавшись от преследования старообрядцев, Петр I обложил их двойным подушным налогом.
     Помощником Петра I по церковным делам был бывший ректор Киево-Могипянской академии, которого он назначил епископом псковским, - Феофан Прокопович. Феофану было поручено написание Духового регламента - указа, провозгласившего упразднение патриаршества. В 1721 г. указ был подписан и разослан для руководства и исполнения. В 1722 г. было опубликовано Прибавление к Духовному регламенту, окончательно закрепившее подчинение церкви государственному аппарату. Во главе церкви был поставлен Святейший правительственный Синод из нескольких высших церковных иерархов, находившихся в подчинении светского чиновника, который именовался обер-прокурором. Обер-прокурора назначал сам император. Нередко эту должность занимали военные.
     Император контролировал деятельность Синода, Синод присягал ему на верность. Через Синод государь контролировал церковь, которая должна была выполнять ряд государственных функций: руководство начальным образованием; запись актов гражданского состояния; наблюдение за политической благонадежностью подданных. Духовенство обязано было, нарушая тайну исповеди, доносить о замеченных им действиях, угрожающих государству.
     Указ 1724 г. был направлен против монашества. В указе провозглашалась бесполезность и ненужность монашеского сословия. Однако Петр I не решился ликвидировать монашество, он ограничился предписанием превратить некоторые монастыри в богадельни для престарелых и отставных солдат.
     Со смертью Петра некоторые церковные деятели решили, что можно будет возродить патриаршество. При Петре II наметилась тенденция к возврату старых церковных порядков, но вскоре царь умер. Взошедшая на престол Анна Иоанновна опиралась в своей политике относительно православной церкви на ставленника Петра I Феофана Прокоповича, и старые порядки были возвращены. В 1734 г. был издан закон, действовавший до 1760 г., об уменьшении числа монашествующих. Принимать в монахи разрешалось только отставных солдат и вдовых священников. Проводя перепись священников, правительственные чиновники выявляли постриженных вопреки указу, расстригали и отдавали в солдаты.
     Екатерина продолжила политику секуляризации в отношении церкви. Манифестом от 26 февраля 1764 г. большая часть церковных земель была отдана в ведение государственного органа — Коллегии экономики Синодального правления. Для монастырей были введены «Духовные штаты», поставившие монахов под полный контроль государства.
     Начиная с конца XVIII столетия правительственная политика в отношении церкви меняется. Церкви возвращается часть льгот, имущества; монастыри освобождаются от некоторых повинностей, их число растет. Манифестом Павла I от 5 апреля 1797 г. император был объявлен Главой Русской православной церкви. С 1842 г. правительство стало выдавать казенное жалованье священникам как лицам, находящимся на государственной службе. В течение XIX в. правительство предприняло ряд мер, ставящих православие в особое положение в государстве. При поддержке светских властей развивается православное миссионерство, укрепляется школьное духовное и богословское образование. Русские миссии, помимо христианского вероучения, несли грамотность и новые формы быта народам Сибири и Дальнего Востока. Православные миссионеры действовали в Америке, Китае, Японии, Корее. Развивались традиции старчества. Движение старчества связано с деятельностью
     Паисия Величковского (1722-1794), Серафима Саровского (1759- 1839), Феофана Затворника (1815-1894), Амвросия Оптинского (1812- 1891) и других оптинских старцев.

     Православная церковь в Советской России

     После падения самодержавия церковь предпринимает ряд мер по укреплению своей системы управления. С этой целью 15 августа 1917 г. собрался Поместный собор, который продолжался более года. Собор принял ряд важный решений, направленных на то, чтобы ввести церковную жизнь в каноническое русло, но в связи с мероприятиями новой власти, направленными против церкви, большинство решений собора реализовано не было. Собор восстановил патриаршество и выбрал патриархом московского митрополита Тихона (Бедавина).
     21 января 1918 г. на заседании Совнаркома был принят декрет «О свободе совести, церковных и религиозных обществах». По новому декрету религия объявлялась частным делом граждан. Дискриминация по религиозному признаку запрещалась. Церковь отделялась от государства, а школа от церкви. Религиозные организации лишались прав юридического лица, им запрещалось владеть собственностью. Все церковное имущество объявлялось общенародным достоянием, из числа которого необходимые для богослужения предметы и церковные здания могли передаваться в пользование религиозных общин.
     В ряде мест осуществление декрета привело к столкновениям между прихожанами и отрядами карательных органов советского правительства. Весной 1918 г. противостояние государства и церкви было налицо, однако обе стороны еще предпринимали шаги к поиску компромисса. Гражданская война, в которой духовенство принимало участие в основном на стороне белого движения, обострила противостояние. Правительство ставит задачу полного уничтожения монастырей как рассадников паразитизма. В 1918-1921 гг. было закрыто 673 монастыря. В помещениях закрытых монастырей устраивались тюрьмы. Власти проводили акции вскрытия мощей святых угодников, которые снимали на кинопленку, изымали церковные ценности в помощь голодающим.
     Летом патриарх Тихон обратился к мировой религиозной общественности с просьбой о помощи голодающим. В ответ Американская благотворительная организация объявила о немедленных поставках в Россию продовольствия. Тихон разрешил церковным приходам отдать на помощь голодающим церковные ценности, непосредственно в богослужении не используемые, но при этом предупредил о недопустимости изъятия из храмов утвари, использование которой для мирских целей запрещено православными канонами. Однако это не остановило власти. При осуществлении декрета имели место столкновения между войсками и верующими.
     Патриарх Тихон с мая 1921 г. находился сначала под домашним арестом, затем был помещен в тюрьму. В июне 1923 г. он обратился с заявлением в Верховный Суд о своей лояльности советской власти, после чего был освобожден из-под стражи и снова смог встать во главе церкви.
     Еще в марте 1917 г. группа священников образовала в Петрограде оппозиционный союз во главе с протоиереем А. Введенским. После Октябрьской революции они высказывались за поддержку церковью советской власти, настаивали на обновлении церкви, за что их назвали «обновленцы». Лидеры обновленчества создали собственную организацию, получившую название «Живая церковь и попытались захватить управление православной церковью. Однако вскоре внутри движения начались разногласия, приведшие к дискредитации самой идеи реформ.
     В конце 1920-х гг. начинается новая волна антирелигиозных гонений. В апреле 1929 г. было принято постановление «О религиозных объединениях», которое предписывало ограничить деятельность религиозных общин совершением богослужений; общинам было запрещено пользоваться услугами государственных организаций при ремонте храмов. Началось массовое закрытие церквей. В некоторых областях РСФСР не осталось ни одного храма. Были закрыты все сохранившиеся на территории СССР монастыри.
     По договору о ненападении между СССР и Германией в сферу советского влияния отошли Западная Украина, Западная Белоруссия, Молдова и страны Балтии. Благодаря этому количество приходов Русской православной церкви значительно выросло.
     С началом войны руководство Московской патриархии заняло патриотическую позицию. Уже 22 июня 1941 г. митрополит Сергий выступил с посланием, призвав к изгнанию врагов. Осенью 1941 г. патриархия эвакуировалась в Ульяновск, где находилась до августа 1943 г. Митрополит Ленинградский Алексий весь период ленинградской блокады находился в осажденном городе, регулярно совершая богослужения. Во время войны на нужды обороны в храмах было собрано добровольных пожертвований на сумму более 300 млн руб. Православное духовенство предпринимало меры по спасению еврейского населения от гитлеровского геноцида. Все это привело к изменению государственной политики в отношении церкви.
     В ночь с 4 на 5 сентября 1943 г. в Кремле состоялась встреча Сталина с церковными иерархами. В результате встречи было дано разрешение на открытие храмов и монастырей, воссоздание духовных школ, создание свечных заводов и мастерских церковной утвари. Были выпущены из тюрем некоторые архиереи и священники. Было получено разрешение на избрание патриарха. 8 сентября 1943 г. на Архиерейском соборе патриархом был избран московский митрополит Сергии (Страгородский). В мае 1944 г. патриарх Сергий скончался, и на Поместном соборе в начале 1945 г. патриархом избран митрополит Ленинградский Алексий I (Симанский). Был сформирован коллегиальный орган церковного управления — Священный Синод. При Синоде были созданы органы церковного управления: учебный комитет, издательский отдел, хозяйственное управление, отдел внешних церковных сношений. После войны возобновляется издание «Журнала Московской патриархии возвращаются в церкви святые мощи, иконы, открываются монастыри.
     Однако благоприятное для церкви время продолжалось недолго. В конце 1958 г. Н.С. Хрущев поставил задачу «преодоления религии как пережитка в сознании людей». В результате значительно уменьшилось количество монастырей, сокращались монастырские угодья. Был повышен налог на доходы епархиальных предприятий и свечных заводов, при этом поднимать цены на свечи было запрещено. Такая мера разорила многие приходы. Государство не выделяло денег на ремонт культовых сооружений. Началось массовое закрытие православных церквей, прекращали свою деятельность семинарии.
     В 1960-е гг. весьма интенсивной становится международная деятельность церкви. Русская православная церковь вступает во Всемирный совет церквей, в 1961-1965 гг. принимает участие в трех Всеправославных совещаниях поместных церквей и участвует в качестве наблюдателя в работе II Ватиканского собора Римско-католической церкви. Это помогало и во внутренней деятельности церкви.
     В 1971 г. вместо скончавшегося в 1970 г. патриарха Алексия был избран патриарх Пимен (Извеков). С конца 1970-х гг. общая политическая ситуация в обществе и церковная политика государства изменились.
     Русская православная церковь в современным условиях
     В середине 1980-х гг. начался процесс изменений в отношениях церкви и государства. Упраздняются ограничения на деятельность религиозных организаций, намечается устойчивый рост числа духовенства, его омоложение, повышение образовательного уровня. Среди прихожан появляется большее количество молодежи и представителей интеллигенции. В 1987 г. началась передача церкви отдельных храмов и монастырей.
     В 1988 г. на государственном уровне состоялось празднование 1000-летия Крещения Руси. Церковь получила право свободной благотворительной, миссионерской, духовно-просветительской, благотворительной и издательской деятельности. Для выполнения религиозных функций духовные лица были допущены в средства массовой информации и в места заключения. В октябре 1990 г. был принят Закон «О свободе совести и религиозных организациях в соответствии с которым религиозные организации получили права юридических лиц. В 1991 г. церкви были переданы кремлевские соборы. В невероятно короткие сроки были восстановлены собор иконы Казанской Божией Матери на Красной площади и Храм Христа Спасителя.
     После смерти в 1990 г. патриарха Пимена Поместный собор избрал новым патриархом митрополита Ленинградского и Ладожского Алексия (Алексей Михайлович Редигер).
     В настоящее время Русская православная церковь — это самая крупная и влиятельная религиозная организация России и самая многочисленная из православных церквей мира. Высшей властью в церкви является Поместный собор. Ему принадлежит верховенство в области православного вероучения, церковного управления и церковного суда. Членами Собора являются все архиереи по должности, а также делегаты от епархий, избираемые епархиальными собраниями, от монастырей и духовных школ. Поместный собор избирает Патриарха Московского и Всея Руси, осуществляющего исполнительную власть церкви. Патриарх созывает Поместный и Архиерейский соборы, председательствует на них. Он также является епархиальным архиереем Московской епархии и архимандритом ставропигиальных монастырей. В качестве постоянного органа при патриархе действует Священный Синод, состоящий из пяти постоянных членов, а также пяти временных, вызываемых из епархий сроком на год. При Московской патриархии действуют ведомственные органы церковного управления.
     На начало 2001 г. в Русской православной церкви насчитывалось 128 епархий, более 19 тыс. приходов, около 480 монастырей. Сетью учебных заведений руководит учебный комитет. Действуют пять духовных академий, 26 духовных семинарий, 29 духовных училищ. Открыты два православных университета и Богословский институт, одно женское духовное училище, 28 иконописных школ. Под юрисдикцией Московской патриархии находятся около 150 приходов в дальнем зарубежье.
     Вместе с тем в новых условиях церковь столкнулась с целым рядом проблем. Отрицательно сказывается на финансовом положении церкви экономический кризис, не позволяющий вести восстановительные и реставрационные работы более интенсивно. В новых независимых государствах церковь сталкивается с попытками раскола, поддерживаемыми некоторыми политиками этих государств. Ослабляется ее позиция в Украине и Молдове. Миграционный поток из стран ближнего зарубежья ослабил там позиции Русской православной церкви. На канонической территории церкви пытаются организовать приходы другие православные церкви. Велико влияние нетрадиционных религиозных течений на молодежь. Эти процессы требуют как изменения законодательной базы, так и совершенствования форм деятельности православной церкви. Неофиты из безрелигиозной среды также требуют особого внимания, так как отсутствие религиозной культуры делает их нетерпимыми к представителям других вероисповеданий, они не критически относятся к насущным проблемам церковной жизни. Резко обострившаяся борьба в сфере религиозных идей заставила руководство поставить вопрос об активизации миссионерской деятельности на канонической территории Русской православной церкви.

    Категория: Православие | Добавил: Администратор (11.03.2013)
    Просмотров: 542 | Рейтинг: 1.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Библия-онлайн
    Библия от JesusChrist.ru

    Песня о смирении

    Часы

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Кликни сюда